Найти тему
Александр Дедушка

Как узнать, каким духом ты обладаешь? Причем здесь обиды, и как понять три признака прощения?

Обида
Обида

Вы хотите знать самого себя?

Тот самый случай, когда процентов девяносто из людей, ответив утвердительно, на самом деле не хотят этого.

Они самодовольно уверены, что и так прекрасно себя знают.

Но – увы! – все это подтверждение дремучего внутреннего невежества.

Человек может быть трижды профессором, защитить кучу диссертаций, стать академиком многих академий, а по отношению к самому себе быть тупым двоечником…

Но к чему это вступление?

К тому, что сейчас и будет маленький тестик на проверку степени внутреннего самопознания.

Тестик от святых отцов.

Вот первый подступ. Дайте краткое определение положения человека на планете Земля.

Какое бы вы ни дали, оно точно не совпадет с краткой, но невероятно точной характеристикой, которую дал святитель Игнатий Брянчанинов:

«…человек на земле – преступник в ссылочном месте».

А вы что-то там бормотали о «венце творения» или «вершине эволюции».

Так, первый подступ вы не прошли – увы.

Хорошо, идем дальше. Это уже к самопознанию.

Дайте определение своего собственного духа. Какой он у вас? Сильный, проницательный, глубокий, высокий? Или наоборот – слабый, тупой, неглубокий, поверхностный?

Что – снова затрудняетесь?..

Так нам тогда в первый класс – за парты…

Ладно, оставим сарказм и послушаем еще одного выдающегося святого – Иоанна Лествичника.

Он дал четкое определение, как можно понять, какой в тебе самом находится дух по его главной характеристике – степени его высоты.

Человеческий дух ведь должен быть направлен вверх, к Богу. Поэтому главное, что о нем можно сказать – высокий он или низкий…

А напрямую о нем ничего сказать нельзя, ведь его не с чем сравнивать. Ничто земное не может быть поставлено ему в параллель.

Только косвенные признаки. Когда человек сталкивается с чем-то, что вынуждает его дух проявиться.

Есть предположения, с чем должен столкнуться человек, чтобы его дух проявился в полной мере?

Подсказка – в названии статьи. Это притеснения, гонения и обиды.

Именно в реакции на них и проявляется главная черта человеческого духа – степень его высоты.

Вот как об этом пишет св. Иоанн Лествичник:

«Люди высокого духа переносят обиды мужественно и с радостью».

Да – одного мужества недостаточно. Для высоты нужна еще радость.

Радость, с которой настоящий солдат бросается в гущу самого смертельного боя…

Ну, что скажем о собственном духе? Мы хоть раз с радостью переносили обиды?

То-то же… Куда нам со свиным рылом в калашный ряд…

Нам бы хотя бы простить обидчика – это вершина нашей добродетели и самый пик нашего духа. О большем – только мечтать…

Но если спросить, как узнать, умеет ли каждый из нас прощать обидчика – тут тоже возникнет путаница.

Все утвердительные ответы чаще всего окажутся ложными и списанными, как у тех же самых двоечников.

Увы – нам и здесь нечем похвастаться.

Поэтому давайте прислушаемся еще к одному поучению мудрого наставника:

«Как узнать, простил ли я искренно обидчика? По следующим трем признакам. Если мы узнаем, что с нашим обидчиком случилось какое-нибудь несчастье и скорбь, и в глубине сердца возрадуемся об этом, как о возмездии, постигшем его, то, значит, мы полностью не простили. Если мы узнали, что к нашему обидчику пришла удача, успех или слава, и эта весть как тонкая игла пронзит нашу душу болью, то, значит, мы не простили его, значит, злоба затаилась, как змея в норе, где-то в глубинах нашего сердца, и, наконец, если мы с неохотой молимся о своих обидчиках, живых или мертвых, если нам тяжело как бы произнести их имя в молитве, то, значит, мы не простили их полностью» (архиеп. Рафаил (Карелин).

Ну как вам – три признака? Это как три ступеньки истинного прощения,

Прошел ли кто-нибудь из нас хотя бы одну из них – самую первую?

Увы, увы – нам.

Двоечники, конченые двоечники в духовном смысле!..