Найти тему
Гарвекс Медиа

Мониторинг транспорта в России: кто правит балом?

Оглавление
Весной 2022 года «Виалон» и «Омникомм» компании-лидеры рынка телематики почти одновременно объявили о своём уходе из России. С тех пор каждый игрок рынка и его эксперты пытаются обернуть ситуацию в свою пользу. В сети куча рекламных статей, общую картину происходящего «благодаря» которым не составить. А мы постарались дать свою оценку состояния рынка телематики, как всегда, честную и непредвзятую.

Передел или стабильность?

Забежим вперёд и сразу скажем, что всеми ожидаемого передела российского мира телематики в полной мере не случилось. Хотя бы потому, что «Виалон», который, грубо говоря, «владел» почти половиной рынка, конечно же, ушёл только на словах и за последние полтора года развил сеть партнёров в нашей стране, через которых можно пользоваться их системой. К тому же долгое время программное обеспечение разрабатывалось под наши реалии.

А вот компания «Omnicomm» быстро изменила решение и объявила, что продолжит работать в России в штатном режиме.

Пока лидеры телематики разыгрывали псевдо-уход, гиганты из смежных областей тут же бросились паззликами встраиваться в освободившиеся ячейки ниши. В частности, «Ростелеком» и «Мегафон» проводили агрессивную рекламную кампанию в сети, буквально переманивая клиентов «Виалона».

Факт: «При переходе с «Виалона» на «Мегафон» компаниям не нужно ставить новое оборудование. Для настройки программного обеспечения потребуется лишь замена SIM-карты», — так «обрабатывали» испуганных клиентов «Виалона», у которых от точности работы систем слежения за транспортом зависел успех бизнеса.

Сейчас «Мегафон» продвигает систему «Мониторинг транспорта», которая контролирует передвижение и расход топлива. «Ростелеком» в свою очередь предлагает систему контроля топлива «Топливоконтроль», которая отслеживает расход топлива и помогает оптимизировать его использование, а при определённых условиях позволяет контролировать техническое состояние транспортных средств и корректировать работу автопарка.

Старожилы рынка транспортной телематики

Среди всего многообразия компаний на рынке телематики, мы хотим обратить внимание на следующие предприятия (сразу предупреждаем: это не рейтинг, а обзор. И отметим мы лишь уникальные черты, которые выделяются на фоне общих услуг систем мониторинга и цифровизации автопарка):

Компания «АвтоГРАФ» российская компания, у которой отметим следующее:

  • мониторинг (в том числе, групповой) и контроль тревожных событий в реальном времени;
  • мощная и гибкая система отчётов (конструктор графиков и диаграмм, контроль выполнения заданий, поддержка векторных, растровых и интернет-карт);
  • неограниченное количество рабочих мест;
  • открытое и расширяемое API для интеграции;
  • настраиваемый дружественный мультиязычный интерфейс;
  • бесплатные приложения для десктопа, веба, iOS и Android;
  • диспетчеризация, контроль автопарка и персонала.

Компания «Монтранс» считается лидером в области цифровизации автопарка, на рынке с 2003 года. Отличительные черты:

  • широкая линейка оборудования для любых задач с любым бюджетом;
  • развитая региональная сеть офисов и сервисных станций (8 офисов, 22 региона присутствия);
  • собственные системы управления автопарком «Montrans Analytics» и видеомониторинга «Montrans DVR»;
  • модуль «Безопасное вождение».

Фото: montrans.ru
Фото: montrans.ru

Компания «ГЛОНАССсофт» краснодарская IT-компания, работающая с 2007 года. Перечислим заявленные преимущества:

  • есть гибко интегрируемый программный комплекс для мониторинга в режиме реального времени, что позволяет осуществлять контроль самых разных подвижных объектов, начиная с транспорта и заканчивая домашними животными;
  • построение маршрутов движения ТС и отслеживание их передвижения по установленной траектории с выбором необходимого картографического сервиса (OpenStreetMap, Yandex Maps, Google Maps);
  • контроль расхода топлива и топливораздачи с возможностью видеть динамику и уровень расхода.
www.glonasssoft.ru
www.glonasssoft.ru

Компания «Omnicomm» старейшая на рынке, работает аж с прошлого века (1998 г.). Среди конкурентных преимуществ:

  • собственное уникальное программное обеспечение, которое позволяет проводить аналитическую обработку данных, полученных от своих же контрольно-измерительных приборов;
  • можно использовать GPS и ГЛОНАСС;
  • есть услуги по обучению персонала и технической поддержке своих продуктов.

Почему мы взяли во внимание именно эти компании? Да потому что им доверяют многие крупные российские бренды, такие как РЖД, «Газпром» и «Лукойл».

Искусственный не значит подделка

За последние годы сфера телематических технологий достигла своего пика в программном плане, и сейчас все основные идеи уже реализованы большинством участников рынка. Компании наполняют свои продукты всем, чем только можно: тахографами, видеокамерами, внедряют всё более удобные отчёты и многое другое.

-4

Кстати, важно, что российские разработчики телематического оборудования нашли-таки решение проблемы с нехваткой некоторых комплектующих и электронных компонентов. По мнению экспертов, отечественных разработчиков не пугает даже санкция в виде отключения от GPS.

Но, как всегда, есть один фактор, который сможет обеспечить качественный прорыв это искусственный интеллект. Обрабатывая большие массивы данных, ему точно под силу оценить реальную экономию топлива, целесообразность маршрутов передвижения, обосновать снижение издержек и, связав всё это с экономическими факторами развития предприятия, предложить конкретные решения по улучшению бизнеса. Кто-то уже внедряет ИИ в транспортной телематике? Поделитесь в комментариях, если знаете!