Весной 2022 года «Виалон» и «Омникомм» — компании-лидеры рынка телематики — почти одновременно объявили о своём уходе из России. С тех пор каждый игрок рынка и его эксперты пытаются обернуть ситуацию в свою пользу. В сети куча рекламных статей, общую картину происходящего «благодаря» которым не составить. А мы постарались дать свою оценку состояния рынка телематики, как всегда, — честную и непредвзятую.
Передел или стабильность?
Забежим вперёд и сразу скажем, что всеми ожидаемого передела российского мира телематики в полной мере не случилось. Хотя бы потому, что «Виалон», который, грубо говоря, «владел» почти половиной рынка, конечно же, ушёл только на словах и за последние полтора года развил сеть партнёров в нашей стране, через которых можно пользоваться их системой. К тому же долгое время программное обеспечение разрабатывалось под наши реалии.
А вот компания «Omnicomm» быстро изменила решение и объявила, что продолжит работать в России в штатном режиме.
Пока лидеры телематики разыгрывали псевдо-уход, гиганты из смежных областей тут же бросились паззликами встраиваться в освободившиеся ячейки ниши. В частности, «Ростелеком» и «Мегафон» проводили агрессивную рекламную кампанию в сети, буквально переманивая клиентов «Виалона».
Факт: «При переходе с «Виалона» на «Мегафон» компаниям не нужно ставить новое оборудование. Для настройки программного обеспечения потребуется лишь замена SIM-карты», — так «обрабатывали» испуганных клиентов «Виалона», у которых от точности работы систем слежения за транспортом зависел успех бизнеса.
Сейчас «Мегафон» продвигает систему «Мониторинг транспорта», которая контролирует передвижение и расход топлива. «Ростелеком» в свою очередь предлагает систему контроля топлива «Топливоконтроль», которая отслеживает расход топлива и помогает оптимизировать его использование, а при определённых условиях позволяет контролировать техническое состояние транспортных средств и корректировать работу автопарка.
Старожилы рынка транспортной телематики
Среди всего многообразия компаний на рынке телематики, мы хотим обратить внимание на следующие предприятия (сразу предупреждаем: это не рейтинг, а обзор. И отметим мы лишь уникальные черты, которые выделяются на фоне общих услуг — систем мониторинга и цифровизации автопарка):
Компания «АвтоГРАФ» — российская компания, у которой отметим следующее:
- мониторинг (в том числе, групповой) и контроль тревожных событий в реальном времени;
- мощная и гибкая система отчётов (конструктор графиков и диаграмм, контроль выполнения заданий, поддержка векторных, растровых и интернет-карт);
- неограниченное количество рабочих мест;
- открытое и расширяемое API для интеграции;
- настраиваемый дружественный мультиязычный интерфейс;
- бесплатные приложения для десктопа, веба, iOS и Android;
- диспетчеризация, контроль автопарка и персонала.
Компания «Монтранс» считается лидером в области цифровизации автопарка, на рынке — с 2003 года. Отличительные черты:
- широкая линейка оборудования для любых задач с любым бюджетом;
- развитая региональная сеть офисов и сервисных станций (8 офисов, 22 региона присутствия);
- собственные системы управления автопарком «Montrans Analytics» и видеомониторинга «Montrans DVR»;
- модуль «Безопасное вождение».
Компания «ГЛОНАССсофт» — краснодарская IT-компания, работающая с 2007 года. Перечислим заявленные преимущества:
- есть гибко интегрируемый программный комплекс для мониторинга в режиме реального времени, что позволяет осуществлять контроль самых разных подвижных объектов, начиная с транспорта и заканчивая домашними животными;
- построение маршрутов движения ТС и отслеживание их передвижения по установленной траектории с выбором необходимого картографического сервиса (OpenStreetMap, Yandex Maps, Google Maps);
- контроль расхода топлива и топливораздачи с возможностью видеть динамику и уровень расхода.
Компания «Omnicomm» — старейшая на рынке, работает аж с прошлого века (1998 г.). Среди конкурентных преимуществ:
- собственное уникальное программное обеспечение, которое позволяет проводить аналитическую обработку данных, полученных от своих же контрольно-измерительных приборов;
- можно использовать GPS и ГЛОНАСС;
- есть услуги по обучению персонала и технической поддержке своих продуктов.
Почему мы взяли во внимание именно эти компании? Да потому что им доверяют многие крупные российские бренды, такие как РЖД, «Газпром» и «Лукойл».
Искусственный — не значит подделка
За последние годы сфера телематических технологий достигла своего пика в программном плане, и сейчас все основные идеи уже реализованы большинством участников рынка. Компании наполняют свои продукты всем, чем только можно: тахографами, видеокамерами, внедряют всё более удобные отчёты и многое другое.
Кстати, важно, что российские разработчики телематического оборудования нашли-таки решение проблемы с нехваткой некоторых комплектующих и электронных компонентов. По мнению экспертов, отечественных разработчиков не пугает даже санкция в виде отключения от GPS.
Но, как всегда, есть один фактор, который сможет обеспечить качественный прорыв — это искусственный интеллект. Обрабатывая большие массивы данных, ему точно под силу оценить реальную экономию топлива, целесообразность маршрутов передвижения, обосновать снижение издержек и, связав всё это с экономическими факторами развития предприятия, предложить конкретные решения по улучшению бизнеса. Кто-то уже внедряет ИИ в транспортной телематике? Поделитесь в комментариях, если знаете!