Найти в Дзене
Денис Ли

Контакт и проводимость. Стереотипы

Сегодня будет большая для осмысления статья на тему, которая мне не безразлична, так как напрямую касается моего тренинга лошадей, а так же тема касается всех коневладельцев, строящих свой тренинг на естественной и альтернативной платформе, поэтому так важно разрешить недопонимания между разными конфессиями конников в этом вопросе и всё это вкупе позволит улучшить отношения между лошадьми и их владельцами. Сподвигло меня к написанию статьи одно забавное обсуждение в конном блоге на тему контакта и проводимости, где я узрел много странных умозаключений и определений, но так как в жаркие споры я предпочитаю не влезать, а доказывать радикально настроенным людям что-либо бесполезно, то самое оптимальное - описать свой взгляд на проблему в объемной статье, и те, кому тема важна, её изучат. Даже один не промолчавший человек может изменить мировоззрение других и развеять сухие стереотипы.

Регулярная гимнастика важный аспект проводимости
Регулярная гимнастика важный аспект проводимости

Что касается моего тренинга, как многие уже знают, я не использую железо в обучении и стараюсь минимизировать воздействие вспомогательных средств управления на лошадью, постепенно, один за другим, отказавшись от самых грубых инструментов, стремясь перейти к управлению только лишь незначительными, вплоть до их визуального отсутствия. Я не занимаюсь какими-то определенными видами дисциплин, за много лет работы с лошадьми, я вывел для себя универсальную формулу взаимодействия, на основе множества базовых и альтернативных учений и личного опыта наблюдения за поведением лошадей в табуне. Я не поддерживаю идею большого калечащего спорта, но ни каким образом не порицаю использование железа в умелых руках. А так же, считаю, что в любой дисциплине есть свои мастера, у которых стоило бы поучиться и напротив, такие учителя, которых стоит обходить стороной . Поэтому, я смотрю на определение контакта совершенно не однобоко, не с понятия какой-то одной дисциплины, а рассматриваю проблему в комплексе. Так же, я сейчас не буду касаться темы духовно-энергетической связи в тандеме всадника и лошади, так как это совершенно отдельная тема. Сейчас мы будем говорить только о физике процесса. Ну а это было небольшое лирическое отступление, а теперь позвольте мне начать. 

Работа над приниманием в руках
Работа над приниманием в руках

Контакт бывает разный, он может иметь разную степень воздействия, трактоваться по разному, как в разных дисциплинах, так и в пределах одной. Разные тренера трактуют понятие контакта со своими отличиями. Даже имея перед собой спортивное определение контакта достойное цитаты, на практике, всё это может иметь очень сильные искажения, так как словесное его описание не имеет ничего общего с практикой, а практика в каждом случае индивидуальна, поскольку все мы по своей сути друг от друга отличны и у всех нас есть свой собственный мир, в котором наше понимание контакта разительно отличается. Немаловажным фактом еще является и то, что в контексте современной переписки и не высокого уровня ораторского искусства, понимание и изъяснения людей сильно искажаются. Поэтому этот вопрос вызывает столько противоречий и споров. На самом деле проводимость - это сама суть всех этих дебатов о "контакте и не контакте", она либо есть, либо её нет, вне зависимости от вида контакта, его степени применения и дисциплины в которой мы рассматриваем данный термин. Не важно каким способом решена задача, важен результат.

По мнению некоторых, контакта и проводимости быть не может, если отсутствует железо и соответственно повод, являющийся связующим звеном между рукой человека и ртом лошади. Я сильно удивился, что очень многие спортсмены придерживаются такого однобокого взгляда, увидев высказывание - «контакт зависит от натяжения повода, без контакта нет проводимости»

Перенос элементов под верх, является самой интересной и творческой задачей, но не всегда это так легко, оданко, если элементы уже проработаны в руках, дело становится гораздо проще.
Перенос элементов под верх, является самой интересной и творческой задачей, но не всегда это так легко, оданко, если элементы уже проработаны в руках, дело становится гораздо проще.

Что такое проводимость ? Это способность лошади беспрепятственно принимать сигнал от всадника в виде импульса и пропускать его через своё тело. Импульс должен проходить через лошадь без препятствий, напряжения и зажимов. Другими словами - это энергия,  свободно перетекающая от головы до задних конечностей лошади и обратно, ни где попутно в теле не застревающая. Между всадником и лошадью создаётся один рабочий канал, по которому и проходит это взаимодействие. Если принимающая и пропускная способность лошади достаточно высока,  для взаимодействия достаточно очень легких сигналов всадника, не заметных для окружающих. Это и называются хорошая проводимость. Проводимость можно как развить, так и притупить, смотря в какую сторону направлены ваши занятия. Если занятия строятся на постоянной стимуляции и контроле лошади, без возможности расслабления тогда, когда это необходимо, то поступающие сигналы вскоре будут притупляться, что соответственно приведёт к их усилению со стороны всадника и так далее по нарастающей. Это можно увидеть сплошь и рядом в тренировках спортсменов, которые проходят от часа и более в общем напряжении с применением наказаний, стимуляций, долгой работе в сборе, без возможности расслабить мышцы. Это приводят либо к повышенному уровню стресса у лошади, особенно у некоторых лошадей с высокой степенью нервной организации. Такая лошадь со временем начинает реагировать на всё вокруг с особой чувствительностью, что как раз таки часто путают с хорошей проводимостью. Такая лошадь не может расслабиться, становится нервной, сильно потеет на тренировках, можно заметить мелкие сокращения на коже и нервное подергивание головой после расслабления. Другой сценарий - это напротив, лошадь, склонная к упрямству, более "хладнокровный" тип психики становится менее восприимчивой к сигналам, часто на такую лошадь обязательно тренер выдаёт хлыст, потому как раздвинуть её крайне сложно, на каждый темп её нужно поддерживать стимуляцией, а на всё вокруг она начинает реагировать флегматично или безразлично. Такую лошадь назовут труднопроводимой, не чувствительной. Но, как я уже писал в одной из своих заметок - не чувствительных лошадей не бывает, такими их делают люди. На теле лошади множество нервных окончаний, которыми они способны чувствовать даже муху на своём крупе. А их психика устроена таким образом, чтобы замечать всё происходящее вокруг, даже незначительные вещи - это вопрос эволюции и выживания. Поэтому то, что лошадь не реагирует, это не значит, что она не чувствует. Это значит лишь то, что кто-то работал с ней неправильно. А то, что лошадь, как марионетка на верёвочках дергается под рукой всадника, еще не означает хорошую проводимость. Эти заблуждения и ошибки могут касаться, как только начинающих, так и больших спортсменов. Можно пронаблюдать эту картину повсеместно, когда для посыла в восходящий аллюр лошадь лупят пятками по бокам, а для остановки или осаживания начинают "пилить" руками, при этом кто-то назовёт это всё хорошей работой. Проводимость - это не только про большой спорт, это про податливость, гибкость, восприимчивость и гармоничность на требуемом элементе лошади в целом. Проводимая лошадь создает впечатление картинки, которая плавно перетекает из элемента в элемент в руках художника - всадника.

Легкая проводимость - это не разовая акция, над ней можно работать годами, физическая составляющая лошади тоже не маловажна. Не достаточно обмускуленная, лошадь в неподходящей кондиции или лошадь без какой-либо гимнастической подготовки физически не сможет проводить нужный импульс. Мы в свою очередь постепенно продвигаемся к гармоничности и проводимости, один за одним улучшая физическое состояние и состояние баланса между всеми частями в теле.
Легкая проводимость - это не разовая акция, над ней можно работать годами, физическая составляющая лошади тоже не маловажна. Не достаточно обмускуленная, лошадь в неподходящей кондиции или лошадь без какой-либо гимнастической подготовки физически не сможет проводить нужный импульс. Мы в свою очередь постепенно продвигаемся к гармоничности и проводимости, один за одним улучшая физическое состояние и состояние баланса между всеми частями в теле.

Контакт же по факту - это соприкосновение двух поверхностей. Такое предельно точное определение звучит относительно контакта в любой сфере жизни, но в мире же различных дисциплин конного спорта этот термин часто трактуется исключительно с точки зрения соприкосновения руки всадника со ртом лошади, посредством повода. Однако мир не стоит на месте, и я не первый, кто развенчивает эти стереотипы, которые почему-то еще роятся в головах наших спортсменов. Достаточно приложить хотя бы немного усилий, покопаться глубже и вы найдёте разные статьи на тему о том, что дело не только в поводе. Контакт - это целая система взаимодействия всего человеческого тела с телом лошади в местах, извините за тавтологию, того самого контакта! В тех точках, где мы с лошадью соприкасаемся, мы имеем возможность влияния на неё: на её расслабленность или концентрацию, на положение в пространстве и на её ответную реакцию нам. С помощью всех этих точек соприкосновения, а не только одной, мы и можем создать нужный контакт. Это и таз, и ноги, и смещение баланса, и руки, и даже поворот нашего корпуса. Всё это - точки контактирующие с телом лошади.

Так что же с высказыванием: «контакт зависит от натяжения повода, без контакта нет проводимости»? Давайте порассуждаем. Следуя такой логике, получается, что как только мы перестаем использовать трензельное оголовье, как средство управления, мы тут же теряем контакт и соответственно проводимость. Так это или нет? Посмотрите на сотню примеров, работающих без железа лошадей в разных дисциплинах, есть там контакт и проводимость или нет? Или лошадь сама по себе, а всадник сам по себе, как в случае отсутствия проводимости?

Различного рода упражнения на боковые сгибания, такие как траверс и ранверс улучшают проводимость и гибкость. Я прошу согнуться, воздействуя на точки на теле лошади и голова сама приходит в нужное положение, мне не обязательно контролировать её физически
Различного рода упражнения на боковые сгибания, такие как траверс и ранверс улучшают проводимость и гибкость. Я прошу согнуться, воздействуя на точки на теле лошади и голова сама приходит в нужное положение, мне не обязательно контролировать её физически

Контакт и проводимость идут рука об руку. Это мы можем увидеть во всех сферах жизни, а не только в конной, так как сами понятия уходят далеко в бытовую сферу, а в конной как раз таки используются более метафорично. 

Давайте сначала рассмотрим, что такое отсутствие контакта и соответственно отсутствие проводимости, это:

  • разбалансированная лошадь 
  • потерянная лошадь
  • упирающаяся в средство управления лошадь (трензель, недоуздок, кордео) 
  • Сопротивляющаяся лошадь 
  • Сложно управляемая и трудно воспринимающая сигналы лошадь 
  • Деревянная не податливая лошадь

 А теперь рассмотрим состояние, когда контакт и проводимость есть, это: 

  • Чувствительность к малейшим сигналам всадника
  • Податливость и гибкость - из лошади можно лепить, как из пластилина
  • Расслабленность в движении без потери ритмичности и импульса

По большому счету, контакт и проводимость это не то, что присуще только одной конкретной дисциплине. Это понятие вообще выходит за пределы всех учений и касается только всадника и лошади, а уже далее, у каждой школы, у каждой дисциплины, сформировались определенные правила и регламенты в какой форме этот контакт должен осуществляться для каждой из них. И для каждой дисциплины есть свое конкретное определение контакта, степень и место его воздействия. Поэтому понимание контакта будет различным в каждом из этих случаев. Это важно понимать и если этот момент вызывает умственный затык или не желание видеть полную картину происходящего, то дальше в объяснении и понимании двигаться будет бесполезно. А остальное будет восприниматься с сугубо критической узкой точки зрения, поэтому для некоторых фанатичных приверженцев только одного вида дисциплины, крайне сложно взглянуть на многообразие взглядов в этом вопросе, это может раздражать и приводить к негативным суждениям. На самом деле, вместо того, чтобы отстаивать свою точку зрения, сперва следует изучить и понять другие. Если человек всю жизнь находится в позиции ученика и исследователя, то он сумеет взять от жизни не только ограниченные знания, но и что-то за полем своего понимания, даже если, казалось бы, это противоречит его  взглядам. Итак, мы немного отвлеклись, вернемся к сути дела.

Конных дисциплин в мире существует огромное множество. Я могу сходу вспомнить только основные известные мировые дисциплины, но есть и другие, ноу-хау и новаторские работающие системы, о которых знает не большое количество человек. И во всех этих учениях понятие контакта и его степени воздействия будет различное. Проводимость - более визуальная вещь, её можно вычислить , глядя на лошадь работающую с человеком. Это ключевой момент, к которому стремятся все, кто работает с лошадью, потому как без проводимости нет прогресса. Нужно отделить котлеты от мух: контакт - это средство, для достижения цели, проводимость - это цель.

Работа над задней частью лошади важнее, чем контроль передней части, так как основной импульс начинается с зада, его моторики и правильного ритмичного сгибания
Работа над задней частью лошади важнее, чем контроль передней части, так как основной импульс начинается с зада, его моторики и правильного ритмичного сгибания

Давайте теперь представим такую ситуацию: лошадь прекрасно ритмично выплясывает пиаффе, у неё гармонично движутся все части тела, она не закрепощена, проводимость на высшем уровне, лошадь чувствует каждое мельчайшее прикосновение всадника и живо реагирует всем телом, искусно меняя баланс, играючи перескакивая из элемента в элемент и тут мы переключаем внимаете на средства управления и вуаля- она совсем без амуниции! Батюшки, на голове то ничего, во рту пусто, да и повода нет, что делать, караул? Страшно! Страшно что контакт сбежит и проводимость испарится. И те самые однобоко смотрящие люди, не находя почвы для критики, выпадая за грани своего понимания, начинают либо всё отрицать, либо нападать на оппонента дискуссии: «да там и элементы выполняются так себе, да и контакта нет, вам всё показалось». Но правда такова - лошадь делает всё так же, как и другая, работающая на железе, подготовленная к тем же элементам лошадь. А чёткость и точность исполнения элементов свободной лошадью различается точно так же, как и у лошади, работающей на железе: это зависит от рук мастера, конституции, породы лошади и так далее. Не стоит сравнивать андалуза на прекрасных движениях с беспородной Милкой из деревни. А противоречие это вызывает лишь у тех, кто напрочь зациклен на цитатах, выдержках из трактатов, устаревших системах и не способен взглянуть шире. У тех, кто не готов принять тот факт, что и без железа можно поддерживать этот самый контакт и проводимость.

Контролируя заднюю часть, я добиваюсь нужного импульса и ритма. Переднюю часть, во избежании растягивания и излишнего продвижения вперед, я контролирую ограничивающим сигналом, кордео, хлыста или руки, тем самым вся лошадь находится под моим вниманием
Контролируя заднюю часть, я добиваюсь нужного импульса и ритма. Переднюю часть, во избежании растягивания и излишнего продвижения вперед, я контролирую ограничивающим сигналом, кордео, хлыста или руки, тем самым вся лошадь находится под моим вниманием

Некоторые возразят: "но как же рамка, как же сбор? Ведь правильного сбора невозможно достичь без контакта со ртом". Это ещё одно заблуждение - думать, что исключительно с помощью повода  мы можем создать правильную рамку и взаимодействовать со всем телом лошади. Всё та же песня, только в другую сторону. Подробнее о рамке, вы можете прочитать в моей статье, посвящений этому вопросу - "Не изобретайте колесо", где я разбираю что это такое и откуда ноги растут. И чтобы не тратить ваше время и ещё раз не расписывать всю подноготную сбора и рамки, я лишь кратко изложу факты: рамка достигается не только с помощью работы с передней частью лошади и головой, а даже напротив, нужно больше нацелить свое внимание на заднюю часть, работать над подведением зада, над импульсом и сгибанием задних конечностей. А так же над гимнастикой всего тела лошади, сгибаниями, растяжкой, а где-то даже прибегнуть к конному массажу. И лучше всего делать гимнастику и элементы сначала в руках, постепенно перенося работу под верх. При проработке всего тела лошади, лошадь сама, естественным образом будет предлагать ту самую рамку, вне зависимости от средств вашего контакта, будь то повод или кордео, потому как поймёт преимущество её поддержания в сложных движениях. 

Так как у меня не стоит задачей освоить всю школу классической выездки, а скорее, это является интересным и разнообразным занятием для нас, мы с моим конём много гимнастируемся, но переходим к сложным элементам изредка, постепенно и аккуратно по мере возможности и желания. Мы еще не перешли к некоторым элементам, в виду их сложности и необходимости тщательной физической подготовки, а некоторые нам недоступны и вовсе, в виду конституции коня. Я добиваюсь хорошей проводимости на лёгких для него упражнениях и элементах, не форсируя события, тем самым создаю плодотворную почву и не разрушаю тот самый контакт и проводимость, которые мне понадобятся в дальнейшем, когда мы перейдём к чему-то более сложному. И не смотря на то, что в своей работе я не использую железо, я определённо знаю, что проводимость у нас есть.

Гимнастика 
Гимнастика 

Контроль над головой лошади, в некоторые моменты, даёт быстрые результаты в обучении, но как мы помним, быстрее - не значит лучше. Лошадь даже без гимнастической подготовки, при определенной фиксации головы и стимуляции тела будет исполнять нужный элемент. Я видел это своими глазами, на примере одного пылающего желанием показать своё мастерство молодого человека, который вспрыгнул на молодую, не умеющую даже гнуться лошадь и начал изображать на ней цирк. От неожиданности лошадь стала такой проводимой, что аж сразу наложила две кучи. Ну а не знающие и не разбирающиеся в сложной системе взаимодействия всех частей тела лошади люди, очень сильно восхитились и вдохновились такой крутой проводимостью: "Мастер" не иначе. Но умение жестко фиксировать голову и посылать яркие стимулы в бока - это далеко не мастерство, а выпендрёж. И человек, привыкший работать именно через такой путь, будет сбит с толку отсутствием оголовья, потеряв свой единственный источник диалога с лошадью. Человек же, умеющий работать со всем лошадиным телом, прислушиваясь к нему, как к своему, сможет найти контакт и проводимость вне зависимости от инструментов, которые он использует. 

Рот лошади, хоть и чувствительное место с множеством нервных окончаний, но это не единственное место, через которое можно взаимодействовать с ней. Даже больше - это совсем не значительная часть тела лошади, через которую мы можем образовывать связь. Если мы будем искать контакт и проводимость, мысля на столько узко, что сведем это всё только к маленькой области рта-то это будет самая первая преграда на пути к нашему дальнейшему развитию. На теле лошади есть гораздо больше «горячих» точек и кнопочек, находя контакт с которыми, можно добиться той самой проводимости, к которой мы все и стремимся.

-9

Многие крутые мастера не дадут дёргать лошадь за рот. Во время обучения вы не будете использовать повод до тех пор, пока не научитесь другому контакту, а повод вручается уже тогда, когда человек будет уметь использовать все свои средства для «сконтачивания» с лошадью на столько хорошо, что повод будет лишь вишенкой на торте и как раз таки тем самым точечным инструментом, создающим не сам контакт, а уточнения и доработку, подсказку там, где это необходимо и где тонкая ювелирная работа требует дополнительных инструментов. Тому подтверждением являются старые классические школы верховой езды, такие как испанская или классическая французская, где выездка - это искусство и ювелирность.  Где даже убрав с лошади всё нагромождение церемониальных и канонных приспособлений, она всё равно останется в полном контакте с всадником. Вы и сами можете найти в интернете множество примеров работы по этой системе мировых мастеров искусства взаимодействия с лошадью, таких как Люраши, Лоренцо, Жан Франсуа Пиньон, Фредерик Пиньон, Магали Дельгадо, Клеменс Февр и другие

Сказать, что без железа не может быть проводимости, это тоже самое, что сказать, что лошадь может получать сенсорные ощущения исключительно из одного источника - ротовой полости. Что уже само по себе является ложным утверждением, так как лошадь способна принимать информацию абсолютно всем телом, и незнание других источников связи с лошадью, не делает истиной заключение о контакте исключительно через повод. Таким образом, утверждение того, что лишь только с помощью контакта через повод вы обретаете проводимость, автоматически исключает возможность того, что лошадь может быть проводимой без него, тем самым отрицая работу мастеров, работающих без железа, добившихся идеальной проводимости своей лошади. И говоря о том, зачем же нам нужна эта самая проводимость и контакт - мы точно можем утверждать, что это необходимо для лучшего баланса как лошади в исполнении сложных элементов, так и баланса между лошадью и всадником! Из этого мы понимаем, что проводимость крайне важна, потому как без неё работа, верхом и особенно работа со сложными элементами может быть опасной для самой лошади, её мышц и связок. Значит по мнению радикальных приверженцев теории «повода и железа», те крутые мастера, что работают с «голой» лошадью, могут нанести вред её здоровью? Это абсурдное заключение вырастает из таких радикальных мнений, подумайте об этом. Поэтому говоря про контакт, стоит так же упомянуть в контексте какого норматива дисциплин, вы это озвучиваете, ведь нормы у всех разные. 

Галоп в руках требует от лошади концентрации на командах и собранности, контроля над своим телом и конечно же восприимчивости к сигналам
Галоп в руках требует от лошади концентрации на командах и собранности, контроля над своим телом и конечно же восприимчивости к сигналам

Что для лошади контакт и проводимость? Что можно сказать о фактическом аспекте этого контакта? Это полная концентрация на всаднике, чувствительность к его сигналам и полное доверие его управлению, отсюда и расслабленные, но без потери импульса движения. Но что же мы часто видим в современном мире и окружающих нас лошадях, всадники которых культивируют контакт только лишь, как связь через повод это: закрепощенные спины, напряженный затылок, мимика боли и как ни парадоксально - как раз таки отсутствие этой самой проводимости ввиду того, что уже сама суть проводимости - расслабленность и податливость сигналам всадника, отсутствует! 

В своем трактате, я не пытаюсь заменить понятие контакт и проводимость чем философски размытым, но размышления в этом вопросе крайне важны для полного понимания и расширения взгляда на отношения с лошадью. Стоит копать немного глубже и смотреть не предвзято. Этому меня научили лошади, за долгие годы работы с которыми мне открывались всё новые грани понимания. И контакт, который мы обсуждали сегодня, как раз таки вполне физический, речь здесь не о духовности, а об умении стать хоть не на долго кентавром, физически ощущая лошадь так, как своё второе тело, при этом давая и лошади в ответ почувствовать тебя не отдельным объектом, связанным с ней только через повод, а так же частью её тела.