Нулевые были прорывным временем для индустрии видеоигр. Сменилось поколение консолей, вместо PS2 и Xbox Original в домах появились PS3 и Xbox 360. Отдельно стояла портативная приставка от Sony, которая так и называлась — Playstation Portable. Вы скажете, что сейчас есть Nintendo Switch, и он ничуть не хуже. Я возражу, ведь на PSP делали эксклюзивные крутые игры, которые не портировали на ПК, и далеко не «зельды» и тысячи вариаций Марио. Это и две части GTA, и God of War, и Pursuit Force. Последней и хочу поделиться.
Игра вышла в 2005 году. Если описывать геймплей, то скорее это коридорная гонка-шутер. И воплощает она в себе известный парадокс: “Убивать — плохо, убивать преступников — хорошо”. Мы играли за патрульного специального подразделения — «Pursuit force» по имени Таск, который лихо гоняет на авто, лодках и мотоциклах, стреляет с шестиствольного пулемета, а также, наплевав на все законы физики, на ходу прыгает с машины на машину, после чего зачищает её и садится за руль. Банд было пять и, к слову, довольно колоритных. Каждая из них представлялась входным видеороликом, а после уничтожения игрок получал видео с судьбой данной группировки.
- Capelli Family. Думаю, тут слова излишни. Мафиозная семья, занимающаяся рэкетом и прочими грязными делишками. Разъезжают на стильных ретро-авто, вооружены стильным револьвером с оптикой (лол) и укороченной версией томми-гана.
- Warlords (ака «боевики»). Обычные наемники с одноруким генералом во главе. Перевозят оружие, нападают на обычных военных, нечего и добавить. Вооружены соответственно: короткий дробовик и винтовка AR16.
- Convicts (они же «каторжане»). Беглые зэки, самая забавная и при этом откровенно сложная группировка. Из «лейтенант» (этакий мини-босс) — поехавший в маске Ганнибала Лектора, который катается на капоте авто и умудряется швырять коктейлями Молотова в вертолет. Главарь — стереотипный черный лысый качок, размахивающий шаром-утяжелителем над головой (в конце этот шар сыграет с владельцем злую шутку). Ездят на авто, тюнингованных для беспорядков — с шипами, колючей проволокой и разукрашенных под графитти. Оружие — обрезы и гвоздеметы.
- Vixens. По названию понятно, группировка — рассадник феминизма, зарящаяся на драгоценные камни и прочие блестяшки (автор ничего не имеет против). Одеты в латекс и короткие юбки, гоняют на обычном авто, вооружены “керамическим пистолетом” и “миниатюрным шестиствольным пистолетом-пулеметом”. Постоянно отпускают шуточки в адрес ГГ и его пола.
- Killer 66. Японские фанатики, гоняющие на спорткарах, и этим все сказано. Занимаются в основном кражей авто. Забавный босс — похожий на сумоиста дядька с огнеметом.
Сюжета, как такового, у первой части не было. На каждую банду было по шесть заданий, каждая третья миссия - убийство лейтенанта, шестая - убийство босса. Задания оригинальностью не отличались и сводились к “догони-убей-останови-сопроводи, иногда погуляй пешком и перестреляй всех”. К слову, миссии сопровождения были настоящей болью — за вами гонялся неубиваемый автомобиль со стрелками, и приходилось от него просто убегать, а бил он довольно ощутимо. Но встречались забавные задания. Например, миссия у боевиков “Velocity” является отсылкой на фильм с похожим названием, где необходимо спасти автобус с гражданскими от взрыва. Также бывают интересные варианты миссий с боссами — например, лейтенант мафии будет вооружен снайперской винтовкой, и на экране будет бегать его прицел. Как только вокруг прицела заполняется шкала — он убивает с одного-двух выстрелов. Или же лейтенант каторжан, по которому нужно стрелять с гатлинга с вертолета (видимо, полиция заряжает шоколадными пулями, настолько много нужно всадить), при этом он выглядит мелким, прыгает с машины на машину, иногда их занимает, а пулемет быстро перегревается… В остальном же битвы с боссами следуют по сценарию “выдержи тонну урона — перебей подручных — снеси боссу где-то ⅕ здоровья — повторить несколько раз”. Сложность в том, что это всё хоть и не на время (хотя бывает и такое), но у каждой миссии есть дистанция, и если не завершить задание и доехать до финала — этот финал будет предсказуем. По итогу уровня, игроку выдавался ранг — от A до C. И зависел он от того, не врезались ли вы в гражданских, как быстро завершили миссию и сколько врагов убили. За ранг “А” открывались арты и читы для игры. Ах да, за каждый причиненный вред врагу — таран, убийство — заполнялась “шкала правосудия”, и при полном значении игрок мог нажатием на кнопку полностью вылечиться или же стрелять в слоумо в прыжке. Кстати, для пиратов в первой части была ловушка джокера. Я не знаю почему, но процентов 95 того, что вы найдете на просторах сети, если захотите скачать, будет недоделанной и ОЧЕНЬ СЛОЖНОЙ Европейской бета-версией игры (а может, это не баг, а фича, мнения на форумах разнятся). Без чекпоинтов, без некоторых обозначений (особенно в упомянутой миссии с автобусом это вообще жесть — угадывать, когда выпрыгнет человек, приходилось самостоятельно). И при этом я умудрился её пройти. Хотите полную игру — снимите образ с диска или ищите американскую версию (они, кстати, отличаются ярлыками). Еще был корявый русский перевод а ля «фаргус», но это была еще более забагованная и вообще непроходимая вариация. Также в игре присутствовал режим гонки, но она и в Африке гонка. Правда, с нюансом - за рулем/штурвалом находится бандит, и к гонке есть информационная подводка в духе «привези товар первым и заработай уважение Дона!».
Вторая часть увидела свет в 2007 году. Здесь уже появился полноценный сюжет, идущий неразрывной нитью — начинается все со свадьбы ГГ (который, кстати, в конце первой части дослужился с патрульного до командира), на которую вероломно вламываются сбежавшие каторжане. А дальше сюжет переходит в классический боевик про ядерную угрозу Штатам и бравую команду, которая спасает мир. Кстати, в игре появился еще один отряд — Vipers (этакий ОМОН). Группировок снова пять, две уже знакомые — это Convicts (да, они сбежали) и Warlords (которые в этот раз представлены злыми русскими спецназовцами, а генерал сменил протез руки на шестиствольную ракетницу, у авторов по ходу фетиш), и три новые — Рейдеры (речные пираты), Синдикат (британцы-грабители банков, только флаг на машинах почему-то рыже-зеленый, а не красно-синий, англичанка возмущалась, не иначе), а пятая… это вообще сюжетный твист, хотя довольно предсказуемый. Графика в игре стала более комиксовой, а сложность даже на высоком уровне (после прохождения которого открывается «максимальный») довольно низка (все еще легче «беты» первой части). Появилась возможность самостоятельной прокачки навыков (за каждую миссию дается 2 очка, каждый последующий навык стоит дороже). К слову, в отряд набрали новичков, каждый из которых специализируется на конкретном навыке — стереотипный тяжёлый пулеметчик-громила, водила на драйве и хрупкая, но прыгучая девушка — эти ребята будут помогать вам в миссиях. Для самих миссий хоть и используются те же карты, что и в первой части, но сами задания стали разнообразнее. Стрелять с пулемета теперь приходится не только с вертолета (кстати, на нём ствол раскручивается автоматически, в отличие от первой части), но и с автомобиля, поезда и даже самолета. В некоторых заданиях приходится брать снайперскую винтовку. Несколько раз встречается миссия, где бандита приковывают к капоту, и необходимо его запугать, врезаясь и задевая мусор, а встречается и обратное — когда нужно ехать медленно, чтобы человек в салоне не умер от страха. Присутствуют новые режимы игры: свободное перепрохождение миссий за очки, а также испытания, искажающие сюжет к чертям, смысл которых не особо понятен. Музыкальное сопровождение, как и в первой части — на высоте. Кстати, есть качественный русский дубляж (хотя с огрехами), но с ним теряется некоторая клюква с боевиками, которые в оригинале иногда говорят фразами в стиле «кокаинум».
Игре очень не хватает фриплея (даже обрезанного, как во второй Мафии), и по-хорошему, дилогия заслуживает качественный порт и ремейк с открытым миром в стиле Just Cause. Тем, кто по каким-либо причинам пропустил - рекомендую поставить эмулятор, или же пополнить свою коллекцию PSP и все-таки пройти.
Автор текста: Василий Мардарь