Рыночная доля российских ноутбуков выросла в этом году с 3 до 10%, а в следующем году может вырасти до 15%. Такие данные приводит «М.Видео – Эльдорадо». Речь идёт именно о потребительском сегменте, а не о корпоративном, где доля российских производителей ещё выше за счёт того, что значительная часть его в России традиционно приходится на госкорпорации, которые покупают такую технику, выполняя законодательные требования – она должна быть включена в Реестр российской радиоэлектронной продукции.
И вот тут-то выясняется, что продукция из Реестра для b2b-сегмента действительно в той или иной степени российская, а вот b2c-сегмент, которым торгуют крупные ритейлеры (Irbis, Digma, Fplus, Echips, Dexp) и т.п. – это китайская продукция под российскими торговыми марками. То есть, классический ODM-бизнес: вендор находит у китайских контрактных производителей уже готовую модель, заказывает партию таких ноутбуков с нанесением собственного логотипа на корпус и упаковку, и… всё. Собственно, роль вендора в данном случае заключается лишь в организации процесса, растаможке и обеспечении сервисной поддержки.
В целом по такой же схеме «выпускают» ноутбуки и более известные иностранные вендоры – в бюджетном сегменте нет никаких собственных разработок, одни контрактники. Они «выезжали» на известной торговой марке и маркетинге. Теперь же, когда одни из них совсем ушли с российского рынка, а другие не уходили, но свернули маркетинговую активность, настало время локальных игроков. Они, как правило, почти не вкладываются в маркетинг или работают «партизанскими» малобюджетными методами, а ставку делают на «полку» федерального ритейлера: если ноутбук продаётся в крупной сети, то его купят просто потому, что он там есть, главное – предложить максимально низкую цену. А поскольку многие российские бренды ноутбуков – это СТМ крупных ритейлеров и дистрибьюторов, обеспечить низкую цену несложно.
Впрочем, если раньше российские вендоры работали только в ультрабюджетном сегменте до 25 тысяч рублей (это пластмассовые ноутбуки на Intel Celeron и т.п.), то теперь они захватывают и средний ценовой сегмент (в районе 50 тысяч).