Приступаете к написанию курсовой работы? Вооружитесь этим планом, чтобы написать все быстро, не совершить досадных ошибок и сдать курсовую на высший балл.
Начало работы: выбор темы, поиск научного руководителя, создание плана
Подумайте над темой, коррелирующей с вашими интересами и университетскими дисциплинами. Например, если вы учитесь на факультете маркетинга и при этом интересуетесь комиксами, вы можете написать курсовую работу про маркетинговые стратегии в индустрии комиксов. Или, как вариант, про лучшие практики комиксных компаний (например, из опыта Marvel).
Найдите будущего научного руководителя, который будет курировать вашу курсовую работу. Иногда научного руководителя вам назначают автоматически, исходя из выбранной темы или дополнительных курсов, но чаще всего вы можете сделать самостоятельный выбор. Обязательно уточните в деканате или у преподавателей, как найти своего научного руководителя!
Создайте план курсовой работы. Он должен включать в себя названия глав, которые вы планируете написать, и подзаголовки, обозначающие круг освещаемых тем. В этот план может входить список литературы. Как правило, искать научные работы, учебники и монографии также необходимо самостоятельно, но преподаватели могут посоветовать вам что-нибудь для ознакомления. Сначала, кстати, советуем написать основные главы курсовой, а лишь затем приступать к введению, заключению, библиографическому списку и титульному листу.
Первые шаги: подбор информации и ее презентация в научном стиле, ссылки на источники, приложения
Начните подбирать информацию. Изучайте научные статьи в Scopus, Web Science, «Киберленинке». Ищите монографии специализирующихся на выбранной вами теме преподавателей на порталах “Истина” и внутренних сайтах университета. Не лишним будет прочитать несколько учебников (глав по вашей теме), на которые также можно опираться при написании своей курсовой работы.
Теперь вам нужно выбрать из каждого источника информацию, соответствующую вашим подтемам. Например, если вы пишете про маркетинг в индустрии комиксов, вы можете рассказать о том, что такое маркетинг, какие его инструменты традиционно применяются в этой сфере, насколько успешны существующие на рынке кейсы. Затем выбранные отрывки расставляются по подтемам и переписываются. Ту же информацию вам нужно подать либо своими словами (это называется “рерайт”), либо точной цитатой в кавычках и указанием источника сразу после последней кавычки.
Проверьте, точно ли вы пишите в научном стиле. Соблюдаете ли нормы литературного языка, используете отраслевые термины и обезличиваете свои высказывания? Для улучшения стиля рекомендуется употреблять:
- возвратные глаголы (“в работе рассматриваются такие-то вопросы”);
- глаголы без указания субъекта действия (“термины широко используются таким-то исследователем для того-то”);
- инфинитивы;
- местоимение “мы” и его производные вместо “я” (либо заменять их словом “автор”).
Не советуем наполнять работу неполными и односоставными предложениями, а также риторическими вопросами и своим мнением, не аргументированным исследованием (ведь это научная работа, а не эссе).
Ссылки на источник оформляются либо в квадратных кавычках с указанием фамилии автора публикации, года выхода и страницы, на которой содержится использованная вами цитата (например, [Иванов, 2016: 333]), либо классической сноской, располагающейся на той же странице. В первом случае источники указываются один раз в библиографическом списке за рамками текста, во втором могут быть указаны сколько угодно раз (даже на одной странице). Если вы используете несколько цитат из одной работы подряд, разрешается указать ее название только в первой сноске. Остальные ссылки оформляются фразой “Там же”.
Убедитесь, что у вашей первой главы есть введение (краткое объяснение понятий, минимальная информация о том, что будет написано далее) и заключение (главные выводы с минимумом оценочных суждений). Такой же структуры лучше придерживаться в подтемах. Обычно они обозначаются 1.1, 1.2 и т.д., где первая цифра является номером главы, а вторая - номером темы в главе.
При необходимости создайте приложения, в которых будут размещены все фрагменты работы, не являющиеся текстом. Например, приложением может стать рисунок, фотография, скриншот видеоролика, таблица или инфографика. Указывайте ссылки на приложения (“Приложение 1. Название”, “Приложение 2. Название” и т.д.) тем же способом, что и ссылки на источники информации. Под самим приложением на странице, где оно расположено, вы можете указать его источник.
Продолжение работы: проверка глав, введение, заключение, титульный лист
Перед началом работы над следующей главой попросите научного руководителя проверить уже собранный вами материал. Размер каждой главы может достигать 10-12 страниц А4 (шрифт Times New Roman, 14 кегль), однако у каждого ВУЗа и факультета свой взгляд на необходимый объем. Рекомендованный по ГОСТу объем курсовой работы не должен превышать 40 тысяч знаков, что умещается в 25 страниц текста (тем же шрифтом). Если вы планируете сделать в дальнейшем курсовую работу частью дипломной, ее объем может превышать это значение.
Создайте вторую главу. Чаще всего она является практической или же требует анализа нестандартных источников - социальных сетей, видео, подкастов (словом, не теоретических научных работ). Для написания такой главы используйте те же методы сбора информации которые применялись к первой главе, а затем приступайте к введению и заключению.
Во введении вам необходимо кратко объяснить, о чем пойдет речь в курсовой работе. Обоснуйте выбор темы, укажите причины ее актуальности, сформулируйте задачи и цели работы (почему они важны?). Также опишите способы, которыми вы собираетесь ответить на поставленные в курсовой вопросы. Не забудьте про источники, которыми вы воспользовались, объект и предмет исследования, и краткое перечисление привлеченного эмпирического материала. Введение обычно не превышает 2-3 страниц.
В заключении понадобится описать, к каким выводам вы пришли. Также еще раз повторите информацию про актуальность исследования, выполненные в его ходе задачи, и способы, к которым вы прибегли. Заключение обычно не превышает 1-2 страниц.
Создайте титульный лист. В нем потребуется указать название вашего университета, ваш факультет, вашу тему (сформулировать ее поможет научный руководитель), ваши ФИО и курс обучения. Также не забудьте ФИО научного руководителя и его “статус” (например, “старший преподаватель кафедры и кандидат наук”). В самом низу указывается город, в котором находится университет, и год создания курсовой работы.
Создайте оглавление. Оно может быть сформировано автоматически. Для этого просто оформите названия глав, приложений и список источников заголовками первого типа (H1), а названия тем в главах - заголовками второго типа (Н2). Титульный лист не должен быть засчитан в оглавлении.
Проставьте номера страниц, начиная с оглавления (это будет первая страница).
Составляем список литературы
Создайте библиографический список. Он оформляется следующим образом:
- Книги, учебные пособия, монографии: Иванов Д. Л. Как написать курсовую работу за несколько дней. Москва, 2004. В некоторых случаях к названию города, где книга была опубликована, добавляется название ее издательства.
- Научные статьи: Иванов Д. Л. “Как написать курсовую работу за несколько дней”. - Журнал курсовых работ Всероссийского Государственного Университета. - 2018. - №2 (8). - С. 222-333.
- Интернет-источники. Как написать курсовую работу за несколько дней. URL: … (дата обращения: 01.01.2018)
Проверьте, что источники указаны строго в алфавитном порядке. Сначала нужно указать русскоязычные источники, затем - англоязычные.
Проверьте курсовую работу на антиплагиат. Это можно сделать самостоятельно при помощи существующих в открытом доступе сервисов (например, text.ru или advego) или через научного руководителя, у которого точно есть доступ к университетским системам антиплагиата (чаще всего используется antiplagiat.ru). Иногда эти системы не распознают кавычки, считая прямую цитату заимствованием. Впрочем, эта погрешность не означает, что фрагменты, признанные плагиатом, но относящиеся к цитированию, придется переписывать.
Проверьте!
Вы практически закончили свою курсовую работу? Поздравляем! Остался всего один шаг до ее успешной защиты. Найдите методичку по курсовым работам от вашего университета и убедитесь, что документ соответствует указанным в ней требованиям. Каждый ВУЗ требует различные межстрочные интервалы, отступы, интервалы между заголовками и текстом, а также его выравнивание - перед сдачей курсовой важно проверить, что вы не забыли об этих правилах.