К сожалению, на территории России далеко не все железнодорожные проекты удалось довести до логического завершения. Реализации некоторых из них в свое время помешали экономические кризисы. Подобное случилось и с линией Карпогоры – Вендинга (215 км), открытие которой позволило бы соединить богатые ресурсами регионы и значительно сократить путь для поездов, следующих в направлении портов Белого моря.
«Серебряный костыль», символизировавший старт кампании, в ноябре 1998-го забил тогдашний губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов. Все необходимые документы были подготовлены «Ленгипротрансом», специалисты которого приступили к соответствующим работам еще в 1993-м. Строительство, начавшееся по факту в 1999-м, одновременно велось с двух концов, а на реке Вашка возводили опоры 300-метрового моста. Однако все, что успели сделать — отсыпать полотно дороги на протяжении почти 40 км и уложить в общей сложности 4 км стальной магистрали.
Белкомур — БЕЛое море – КОМи – УРал
Всему виной стал крупнейший в новейшей российской истории экономический кризис, неизбежно отразившийся и на проекте, 40% стоимости которого предполагалось покрыть за счет бюджетных средств — соответствующий указ был издан в мае 1996-го. Участок Карпогоры – Вендинга должен был стать частью меридиональной железнодорожной магистрали Белкомур, которая напрямую соединила бы регионы Урала и Сибири с промышленными и добывающими предприятиями СЗФО.
Кроме упомянутой линии, проложить путь планировали между Сыктывкаром и Соликамском. Действующую инфраструктуру на направлениях Архангельск – Карпогоры и Микунь – Вендинга предполагалось реконструировать. То есть необходимо было обновить 500 км и построить с нуля 700 км путей. Но по сути воплотить в жизнь тогда удалось лишь около 1% от общего объема работ. Причем, все, что успели построить, впоследствии попросту демонтировали. Официально стройку остановили в 2002-м.
Новые попытки
Возродить проект неоднократно пытались на протяжении следующих двух десятилетий. Периодически тема выходила на повестку дня и даже озвучивались ориентировочные сроки. Но единства относительно актуальности «железки» не было ни среди экспертов, ни во властных кругах. Хотя во второй половине 2000-х объект включили в Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Фигурировал он и в других документах.
Инициативой интересовались самые разные компании, как внутри страны, так и за ее пределами. О готовности участвовать в этой масштабной стройке заявляли в частности немецкие и китайские инвесторы. С последними в 2015-м по итогам переговоров президента РФ Владимира Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина даже заключили предварительное соглашение. Бумаги были подписаны руководителями ОАО МК «Белкомур» и Poly Technologies, Inc, Юрием Демочкиным и Ван Линем соответственно. Но дальше дело не двинулось.
Три года назад сообщалось, что к декабрю 2022-го российское правительство намерено актуализировать проект. Эту информацию «Строительному миру» подтверждали и непосредственно в ОАО МК «Белкомур». Тогда в компании нам рассказали о продолжении работы над рядом документов, а также активном поиске инвесторов. И не исключили, что работы на участке могут возобновиться к 2023 году. Однако, случилось обратное.
«Белкомур» ликвидирован
В последний месяц 2022-го на очередном собрании акционеров, коими являются Республика Коми, Архангельская область, Пермский край и АО «Коми холдинг», было принято решение о ликвидации ОАО МК «Белкомур». Причина — отсутствие финансирования и реальной деятельности компании. Последнюю летом 2023-го суд признал несостоятельной по упрощенной процедуре банкротства. Проектно-сметная документация была сохранена. Пригодится ли она в обозримом будущем — большой вопрос.
Отдельные эксперты полагают, что «железка», безусловно, была бы полезна с учетом развития Северного морского пути (СМП). Более того, в текущем году обсуждался проект Северо-Сибирской магистрали, который, как полагают наблюдатели, имел бы наибольший эффект вкупе с Северным широтным ходом (СШХ) и Белкомуром. Последний в нынешней геополитической ситуации мог бы стать одним из важнейших транспортных коридоров на Севере. Такую мысль в комментарии нашему каналу выразил гендиректор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов.
Но для реализации упомянутых инициатив суммарно потребуется свыше 1 трлн руб. (дороже всего выйдет СевСиб — около 800 млрд руб. На Белкомур потребуется не менее 300 млрд руб. Примерно столько же — на СШХ) Сегодня же в приоритете модернизация Восточного полигона, которую завершат в начале следующего десятилетия. Поэтому шансов на скорый старт работ на Северо-Западе России не так много. Скорее, Белкомур, как и СевСиб — это проекты на перспективу.