Найти тему
Государственник

Березина в Западной Африке. Франция окончательно умножена на ноль

Франция трубит отступление. Армия Пятой Республики шаг за шагом покидает Западную Африку, где она обозначала своё присутствие на протяжении более чем ста лет. Сам проект Франсафрики в последние годы потерпел чудовищный крах, а Макрон по сути выступает врачом, которому остаётся лишь констатировать неизбежный печальный исход.

В пятницу последние подразделения французских вооружённых сил покинули Нигер. Ранее в стране располагалось 1500 солдат и офицеров бывшей колониальной империи. С 2012 года они согласно договору с местным правительством, которое ориентировалось на Париж, занимались "борьбой против терроризма". На деле же, как заявляют нынешние власти, сменившие французских марионеток, господа европейцы только потворствовали разрастанию террористической угрозы.

22 декабря прекратило на неопределённый срок работу посольство Франции в Нигере. Рвутся связи, наработанные десятилетиями. В январе 2023-го разорвало соглашение о военном сотрудничестве с Парижем правительство Буркина-Фасо. Французская армия также покинула это государство в течение года. Август 2022 года ознаменовался отступлением вооружённых сил Пятой Республики из Мали. Несколько месяцев назад с требованием вывода армии Франции выступил парламент Чада. Стрелы критики по отношению к воинскому контингенту раздаются в Габоне.

"Эпоха Franceafrique истекла", – торжественно объявил Эммануэль Макрон в марте. Система постколониальных отношений между Парижем и бывшими имперскими владениями себя полностью исчерпала. Французы не в состоянии тянуть на себе такой большой груз проблем в условиях, когда ориентированные на Старый Свет политики оказываются не у дел, а власть сосредотачивается в руках национально-ориентированных сил. Вопрос в том, кто заполнит геополитический вакуум. Не исключено, что на место французов придут американцы.

Франция десятилетиями исполняла роль американского жандарма в разных регионах мира. Постепенно, когда её позиции начинала тяготить Вашингтон, поддержка со стороны "мирового гегемона" уменьшалась или вовсе прекращалась. А в экс-колонии приходили, политически или в военном отношении, сами янки. Классический пример – Вьетнам, откуда Французский союз был вынужден вывести подразделения в 1954-м. Им на смену пришли военнослужащие армии США. Нечто подобное могут исполнить и в случае с Западной Африкой.

Интервенция стран ЭКОВАС в Нигер, которую так сильно провоцировали из Елисейского дворца, не состоялась во многом благодаря позиции Белого Дома. Визит Виктории Нуланд в Ниамей сыграл весомую роль. О чём именно говорили раздатчица печенек и нигерийские военные, доподлинно неизвестно. Однако можно предположить, что американцы конструируют новую систему власти в регионе. Неспособность Франции поддерживать статус-кво очевидно, равно как и стремление России усилить свои позиции на Чёрном континенте. Предложение США, скорее всего, сводится к легитимации военных переворотов при условии дистанцирования от сильного российского и китайского влияния.

Перефразируя известное выражение, янки не захочет – лягушатник не вскочит. У Соединённых Штатов есть все рычаги для того, чтобы окончательно принудить французов отменить решение о проведении интервенции в Нигер. Но есть ли финансовые и экономические ресурсы, чтобы заинтересовать молодые африканские элиты? Судя по трендам последних двадцати лет, нет. В товарообороте практически всех государств Африки доминирующее положение занимает КНР. Покупать оружие и доверять свою национальную безопасность всё больше склонны Москве. Ни Кремль, ни китайцы не рассказывают руководству других государств, как им жить. А потому мы банально более комфортные переговорщики (русские – особенно, так как нам в Африке никто не задолжал так, как Китаю).

Ежели принять на баланс Западную Африку не под силу Америке, неужели под силу нам? Конечно же, нет. Тянуть на себе весь Третий мир пытался Советский Союз – получилось плохо. Наш интерес – в достижении реальной многополярности в международных отношениях, как бы официозно ни звучал данный тезис. России не нужны очередные сателлиты-нахлебники, ей нужны крепкие африканские союзники, держащиеся на двух ногах. И в рамках своих компетенций мы можем помочь. Например, с формированием новых вооружённых сил и подготовкой качественных специалистов в области здравоохранения, управления, образования.

В наших университетах сейчас обучается 34 тысячи студентов из Африки. Много это или мало? Чудовищно мало. Особенно учитывая, что 15,6 тысяч приходится на одну только страну – Египет. Чёрная Африка незаслуженно обделена российским культурным влиянием. Число студентов из Буркина-Фасо, Нигера, Мали, Габона, Чада, Гвинеи-Бисау исчисляется сотнями, по самым оптимистичным подсчётам – несколькими тысячами. Должна быть налажена, как часы, система подготовки африканских кадров со сформированной России лояльностью. Тезисно: приехал – отучился – прошёл пророссийскую индоктринацию – уехал домой продвигать наши интересы.

Да, работать придётся вдолгую. Однако именно такой подход является самым грамотным и проницательным. Когда в 1901 году западные империи подавили Ихэтуаньское восстание в Китае, на цинский двор была наложена колоссальная контрибуция в рамках возмещения причинённого иностранцам ущерба. Все стремились урвать побольше. И только американцы, ещё не вышедшие по большому счёту на авансцену мировой истории, потратили свою контрибуцию на создание системы высшего образования в Поднебесной (The Boxer Indemnity Scholarship Program). На эти средства создали университет Цинхуа и обучали китайцев в американских вузах (Колумбийский университет, к примеру, выпустил будущего президента Китайской Республики Чжоу Цзыци).

Не стоит ли нам поучиться у заклятых друзей?

Игорь Лисин