Сербия столкнулась с протестной активностью, перешедшей в стадию беспорядков на улицах и попыткой захвата здания столичной администрации.
На вопрос о том, кто организовал протесты в Белграде, Москва даёт однозначный, но как всегда расплывчатый ответ - «коллективный запад». «За беспорядками в Белграде стоит коллективный Запад», чеканно озвучила официальный представитель МИД Мария Захарова традиционный диагноз.
«Очевидны попытки коллективного Запада раскачать ситуацию в стране, используя техники «майданных переворотов», — утверждает она, попутно дав Белграду совет следовать «единственной возможной реакции на ситуацию: «строгое следование конституции, уважение выбора сербского народа, проголосовавшего за национальные интересы.
К сожалению, как всегда без конкретики — у этого самого Запада традиционно нет имён, фамилий, названий стран и городов. Вашингтон, Лондон, Брюссель? Или Берлин? Учитывая, что о готовящейся попытки госпереворота президента Вучича предупредили российские спецслужбы, можно было предоставить чуть больше информации. Угроза обезличена — и очень жаль.
Серьёзных сомнений во внешнем вмешательстве нет, поскольку события как под копирку повторяют многочисленные попытки переворотов в других странах, в том числе на Украине. Доверия заявлениям Москвы было бы гораздо больше, если бы прозвучали конкретные имена, фамилии, явки. Они ведь есть? Они должны быть, ведь кто-то за всем этим кто-то стоит.
Вспоминается ответ г-на Патрушева журналисту Зарубину по поводу таких же конкретных улик в отношении США, взорвавших «Северные потоки»: «У нас нет таких доказательств. Но мы знаем, кто за этим стоит». Как выглядят такие заявления со стороны главы спецслужбы? Честно, но как минимум непрофессионально. Тут уж что-то одно — или доказательства есть и на их основе есть основания делать такие заявления, или нет ни улик, ни оснований. И очень грустно, что подробные факты, подтверждающие причастность Белого дома к крупнейшей террористической атаке XXI века против нашей стороны, озвучил американский журналист, в то время как главе русской разведки сказать было нечего.
Выступить роли главной российской спецслужбы по поводу событий в Сербии мог бы каждый второй более-менее информированный россиянин. Или белорус — несложно предположить, что следует сразу после победы на выборах неугодного западу политика.
Так что произошло? Накануне поздно вечером силовики в течение нескольких минут разогнали протестующих, зачистили площадь и выставили оцепление, что не помогло. Сторонники оппозиционного блока «Сербия против насилия», несогласные с итогами прошедших 17 декабря выборов, перекрыли улицу, на которой располагается здание администрации Белграда, били стекла и кидали куски брусчатки в двери и окна, пытаясь прорваться внутрь.
Знакомый сценарий, внешне традиционно бессмысленный. Чего могли добиться молодчики с рюкзачками за спиной, которые легко угадываются на видео из Белграда и которые, почти не скрываясь, гуляли по Москве во время массовых беспорядков 2018 года? Пятёрки молодых людей съехались тогда в Москву из Украины, Грузии, Армении и заполнили все дешёвые гостиницы и хостелы, в том числе рядом с Петровкой 38, куда шли на ночёвку мимо колонн со спецтехникой, которая на следующий день должны была их разгонять.
Но за этим вне шагом открывается окно возможностей для оппозиции - нападение на Городское собрание являются лишь прелюдией к еще большей эскалации беспорядков с целью реализации Майдана в Сербии, т.е. насильственная смена правительства и кровопролитие среди граждан, уверены власти Сербии. Разумеется, именно это и планируется.
Полиция всю нынешнюю ночь и утро понедельника оказывает сопротивление, применяя слезоточивый газ и проводит задержания в ходе беспорядков возле здания скупщины в Белграда.
Серьезные травмы получили двое полицейских, задержаны более 35 участников беспорядков. Много ли это? В той же Москве во время упомянутых событий задержанных было сотни и тысячи. Силовикам прошлось приложить немалые усилия, чтобы зачистить нарождающуюся протестную гангрену. Для этот потребовались комплексные профессиональные усилия, которых пока нет у сербских силовиков. Были установлены камеры на автомобилях, проанализированы записи с городских камер, идентифицированы почти все участники событий. Была отключена мобильная связь в зоне скоплений и применены ещё десятки мер, которые не оглашаются.
Но основная работа началась после того, как протестующие были нейтрализованы и убраны с улиц. Такие же действия нужно предпринять спецслужбам Сербии, но будет ли готова Россия поделиться опытом и готов ли нерешительный Вучич к жёстким действиям?
Премьер-министр Сербии поблагодарила Россию за предупреждение о беспорядках. Глава государства в обращении к нации заявил, что протесты в Белграде — попытка лишить Сербию самостоятельности и суверенитета. Вместе они поблагодарили спецслужбы стран-партнеров, которые предупреждали о готовящихся акциях, но поможет ли Россия более содержательно?
Для Вучича произошедшее — это момент истины. Его двойственная позиция по отношению к Евросоюзу, его «многовекторность» может сыграть злую шутку. Сербский политик стоит в той точке, на которой до него были Янукович и Лукашенко, и от его решительности зависит судьба Сербии. Чью судьбу он повторит? Узнаем в ближайшие дни. А возможно, часы.