Рассказ о Вифлеемской звезде – один из самых важных фрагментов Нового Завета, имеющих астрологическое содержание.
Трем волхвам*, т.е. трем прорицателям, было дано знание о том, что под Вифлеемской звездой родится новый Царь Иудейский. Волхвы пришли в Вифлеем, чтобы узнать, где находится младенец, чем, безусловно, привели в волнение действующего царя Ирода и весь город. Царь Ирод тайно призвал волхвов и выведал у них время появления звезды и отправил их на поклон к новому Царю.
Волхвы, найдя Иисуса, поклонились ему как новому Царю и принесли ему дары: золото, ладан и смирну. Символизм даров таков: золото подносили царям, ладан – богам, смирну использовали при помазании тел при погребении. Таким образом, волхвы поклонились каждому «аспекту», каждой грани божественного: царю земному, богу и смертному. Далее волхвам во сне было дано откровение не возвращаться к Ироду. Что они и сделали. За этим последовало избиение царем Иродом младенцев.
О том, какое астрономическое и астрологическое явление скрывалось за Вифлеемской звезды рассуждали и выдвигали гипотезы математики, астрономы, астрологи. Вариантов было великое множество.
К примеру, великий Джероламо Кардано относил это явление на счет кометы и даже составил гороскоп Христа, на Асценденте которого была комета. Наиболее обоснованной на сегодняшний день выглядит гипотеза о соединении Юпитера, Сатурна и Марс в знаке Рыб в 6 г до н.э.
Присутствие фигур волхвов в описании рождения Христа трактовалось теологами чрезвычайно широко. Одно из канонических пояснений таково: данной сценой иносказательно описывается сложение полномочий представителей языческих верований перед новым Солнцем (в том числе и так называли Христа).
Вот, к примеру, что пишет Тертуллиан о судьбе астрологии в связи с рождением Христа в работе «Об идолопоклонстве»:
«…дело в том, что эта наука допускалась лишь до Евангелия, так что после появления Христа никто уже не должен был толковать ничью судьбу по небу. И те ладан, смирна и золото, которые маги принесли к колыбели Господа, означали как бы завершение священнодействий и мирской славы, которые должен был прекратить Христос».
Важно отметить, что ни в одном первоисточнике нет упоминания не то, чтобы о дате, но даже о годе рождения Христа. Вероятнее всего, это связано с тем, что первые христиане не придавали этому какого-либо значения, более того, они отвергали саму идею празднования дня рождения. Пышные празднества в день рождения – отличительная черта мировоззрения язычника, которое пытались искоренить христиане.
В том числе и поэтому совершенно не случайным видится назначение даты рождения Христа вблизи Зимнего Солнцестояния – дня, высоко чтимого любым язычником и связанным с широкими празднованиями «возрождения солнца», которое не смогла погубить тьма.
Всех празднующих от чистого сердца поздравляю! Мира, света и тепла! ☀️
*в тексте Евангелия на русском языке используется слово «волхвы» и часто дается очень консервативное пояснение этого слова, а именно волхвами обозначают неких «мудрецов». В оригинале, написанном на древнегреческом языке, использовалось слово «маги», магами называли зороастрийских жрецов, астрологов (недаром волхвы пришли с востока).