Найти тему
Алё Алё Алёна

Не только дома мод

Мода – уникальное социокультурное явление, сопровождающее человечество едва ли не с первобытных времен. Мода лабильна: любые изменения в жизни общества приводят к изменению модных трендов. В то же время такая связь не однонаправленная, а двухстороння: изменения модных тенденций могут являться предвестниками социальных изменений. Современным историкам моды известно как минимум два пути ее развития: сверху вниз, когда от законодателей моды, от модных показов модные тенденции спускаются вниз, к обычным людям. Попутно под потребности обычных людей приспосабливаются те или иные знаковые элементы, делающие тренд узнаваемым. Но, поскольку высокая мода реагирует на все общественные изменения, существует и другой, противоположный путь, когда образы людей с улиц становятся первопричинами для появления нового тренда и вдохновением для дизайнеров и домов мод. Это явление породило соответствующий термин – «уличная мода», средство выражения душевного состояния человека во внешнем облике.

-2

1950-е годы, те изменения, которые они принесли с собой, являются знаковыми для всего мира. В Европе и США на смену послевоенной депрессии приходит «New look», ознаменовывая триумфальное возвращение женственности (фактически, New look появился в 1947 году, но именно в 50-е стал массовым, всеобъемлющим явлением). Мода «от кутюр» этого периода стала полноценным образцом для массового производства одежды. В это же время за счет реализации экономической политики, направленной на восстановление экономики США и части европейских стран, на западе зародился и стал развиваться амбициозный и требовательный средний класс, в расчете на удовлетворение потребностей которого появляется прет-а-порте – готовая одежда «от кутюр». Модная одежда 1950-х годов, которую можно было увидеть как на показах, так и на улицах крупных городов, воплощала в реальность человеческие мечты о роскоши и благополучии. Одеться по моде стало возможным и для богатых, и для бедных.

Рождественский каталог, журнал Sears, 1952 год. Американские домохозяйки получили не просто возможность, а практически обязанность модно одеваться даже дома
Рождественский каталог, журнал Sears, 1952 год. Американские домохозяйки получили не просто возможность, а практически обязанность модно одеваться даже дома

Помимо образцов одежды, которые предлагали дома мод, появились и другие источники и возможности стать обладателем модной, отвечающей современным тенденциям и трендам, одежды (иногда даже не совсем законные). Дома мод, прет-а-порте, магазины готовой одежды, рассчитанные на массового потребителя, ателье и частные портные, а также дамские журналы с выкройками и практическими советами позволяли создать трендовый образ обладателю любого бюджета. Такое «попадание» в моду, следование ее тенденциям или, наоборот, открытое пренебрежение модой, – крайне важная часть социальных взаимоотношений, поскольку одежда – это способ подчеркнуть собственную индивидуальность и, одновременно, принадлежность к определенному культурному слою, социальной группе. Вместе с тем платье, пошитое домохозяйкой по журнальным выкройкам, все же будет отличаться, и существенно, от платья, созданного дизайнером ведущего дома мод. Равно как будет отличаться от платья для модного показа платье, купленное в магазине готовой одежды.

Слева направо: вечернее платье Balenciaga, 1959 год. Журнал "В помощь хозяйкам", 1959 год. Москва. "Трехгорная мануфактура, 1959 год. Автор: Семен Фриндлянд, Москва.
Слева направо: вечернее платье Balenciaga, 1959 год. Журнал "В помощь хозяйкам", 1959 год. Москва. "Трехгорная мануфактура, 1959 год. Автор: Семен Фриндлянд, Москва.

Более того, в зависимости от страны и даже от региона, города, района города визуальное наполнение улиц значительно меняется. Даже среднему классу было не с руки одеваться исключительно в одежду, поставляемую домами мод, что уж говорить о менее зажиточных слоях населения. В качестве основной гипотезы исследования представляется целесообразным выдвинуть следующее высказывание: «Несмотря на то, что модные веяния 50-х годов пронизывали практически все общественные слои и встречались везде, повсеместно, в зависимости от способа, благодаря которому приобреталась одежда, степень ее соответствия модным тенденциям могла меняться, вплоть до того, что уличная мода становилась источником вдохновения для дизайнеров, стилистов, модельеров». Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть данную гипотезу, мы рассмотрим примеры модных образов 1950-х годов XX века, созданных домами мод, магазинами прет-а-порте и готового платья, представленных в журналах с готовыми выкройками и схемами, а также создаваемых теми, ради которых модельерами создаются новые коллекции – женщинами – жительницами крупных городов США, Европы и СССР.