Найти тему
Пикабу

#4 Колхозное рабство (продолжение). Окончательное решение жилищного вопроса

Дурацкий заголовок, ну раз уж так началась серия, я продолжу.

Для тех кто проспал первые три части: отец и мать родом из села (каждый из родителей - из своего села, даже из разных областей). Познакомились в городе куда оба приехали на учебу. Поженились. Спустя какое-то время отец получил комнату в коммуналке, где они (мы) прожили лет девять или около того.

Семья росла. Вначале родился я, первенец. Когда мне стукнуло четыре мать устроилась работать по специальности - секретарем у директора завода, а я впервые пошел в детский сад.

Предприятие было специализированное - для инвалидов, входило в систему Обществ Слепых СССР. Практически все работники на производстве были незрячие, либо имели серьезные проблемы (инвалидность) по зрению. Слепым был и директор завода. Он будучи ребенком нашел боеприпас, тот взорвался и повредил ему глаза (Эхо Войны, в наших краях такое часто случалось). Кроме потерянных глаз у него еще всё лицо было изрезано шрамами. Он носил темные очки. Мама иногда вместо детсада брала меня на работу. Давала мне старую печатную машинку, мне очень нравилось заправлять бумагу, подкручивать ленту, закладывать копирку между двух листов. Там я узнал о существовании шрифта Брайля. На предприятии кроме библиотеки была также фонотека для работников. Там можно было взять магнитофон и бобины (такие большие катушки с магнитной лентой) на которых были записаны художественные книги. Занимаясь домашними делами мама включала что-нибудь из классики. Помню, звучал "Вечный Зов" Анатолия Иванова.

Очереди за жильём на предприятии не было (в СССР инвалиды имели массу льгот) и руководство сразу предложило маме квартиру, двушку. Но в это дело вмешалась женская общественность (бухгалтерия, плановики и весь ИТРовский корпус, кстати все зрячие). Суть "разговора по душам" была примерно следующая: Девонька, ты только пришла сюда работать, ничем себя еще не проявила, месяца не прошло а уже хочешь квартиру себе получить. Нет, ты сначала поработай пару лет, а потом получишь. Поразмыслив, мама согласилась - действительно как-то не скромно получить жильё в первый месяц работы на предприятии.

В советском обществе, как и в любом другом, регулятором выступают не только законы, но и мораль - законы неписанные. Скромность была в почете, а советский человек (по замыслу) должен был больше давать обществу, чем брать от него. Что в общем правильно - только так можно обеспечить непрерывный прогресс.

.
.

К концу 1975 года наша семья стала еще больше - народились мои сиблинги. И в комнате в коммуналке стало по настоящему тесно. Пожалуйста - вот ордер. Вначале предложили трехкомнатную. Практически в это же время моя бабушка по отцовской линии решила перебраться из села в город. И прописалась у своего сына в коммунальной комнате. Так нас стало еще больше и предприятие предложило уже четырехкомнатную квартиру для нашей семьи. Куда мы и переехали перед самым новым годом. Там родители проживают и в настоящее время. Но уже одни - мы, дети, выросли и разъехались. Вначале по стране, а после 1991 года оказалось что по разным странам...

Городская жизнь бабушке не понравилась и скоро она выписалась и уехала обратно к себе в село. Образовавшиеся "излишки" жилой площади никто отбирать не собирался. Весной мужики засадили двор тополями, в беседке соорудили стол (который стоит до сих пор, кстати, хотя саму беседку уже несколько раз перестраивали).

Еще один случай запомнился в первый год после переезда. Рядом был детский сад. Забор был невысокий и имел много проломов. Однажды летом там произошел несчастный случай. Мы - и мои ровесники и ребята постарше любили играть на территории детского сада. Собирались в беседках и либо беседовали "за жизнь" либо играли в обычные для того времени игры - в "Крышечки", в "Значки", в "Марки" (прятки тоже само собой). Сам выстрел я не слышал, мы прибежали когда уже все шумели вокруг. Суть: какой-то пацан из самопала (все знаю что это за "игрушка" такая?) выстрелили в другого пацана. Раненого я не знал, он был не из нашего двора. Самопал был заряжен шариком от подшипника примерно 5-6 мм. в диаметре.Пуля" попала точно в левое подреберье. Пацана положили на качели, так чтобы голова была выше ног. Кто-то поднял рубашку, он так и лежал пока ехала скорая. Из раны тонкой струйкой текла тёмная, почти черная кровь. Точно не знаю выжил он или нет, по разговорам взрослых стальной шарик пробил селезенку.

Пост автора Sovieticus.

Комментарии