О чем писали во времена «оттепели»? Правда ли, что свобода прессы расширилась? Откуда возник миф о советской стране как самой читающей в мире? Ответы на эти вопросы – в отрывке из книги В.И. Хомякова и В.А. Егошкиной «Российская журналистика периода «оттепели»
Журналистика оттепельного периода
Вторая половина 1950-х и начала 1960-х гг. прошла под знаком борьбы демократической и консервативной тенденций в развитии общественной жизни после ХХ съезда КПСС. Преобразования в политической, социально- экономической, духовной сферах, связанные с развенчанием «культа личности» И. В. Сталина, коснулись практически каждого гражданина СССР. Поэтому журналистика в середине ХХ века по объективным обстоятельствам меняет свое содержание. На страницы журналов, а потом и газет проникает социальная тематика, начинают освещаться противоречивые актуальные темы, связанные с сельским хозяйством, стилем руководства, экономическим развитием СССР и т. д. В центре этих материалов не вождь и не партийные деятели, а рядовой советский человек — созидатель и творец своей жизни.
Однако это был «крайне противоречивый период в нашей жизни. С одной стороны, антропоцентризм «оттепели» способствовал реабилитации личности через СМИ. С другой стороны, СМИ, руководимые директивным аппаратом, оставались в полной зависимости от административно-командной системы» [Марушак 2009: 13–14].
Журналистика стремится освободиться от прежних стереотипов, шаблонов, штампов, но создает новые. Она, как и раньше, приукрашивает действительность, затушевывает факты, невыгодно характеризующие жизнь и политику партии в нашей стране, продолжает манипулировать сознанием народа. Она фактически остается в плену волюнтаризма и рецидивов культа личности. Первые лица партии и государства показываются как верные ленинцы, преданные делу партии, образцы для подражания. А курс партии, ее решения — как единственно правильные. Кроме того, советская пресса работает в условиях противостояния Востока и Запада, в постоянном негласном соперничестве, в состоянии «холодной войны». Среди знаковых международных событий следует назвать восстание в Венгрии (1956), в августе 1961 г. В ГДР была воздвигнута берлинская стена, обострение отношений между СССР и Албанией, Карибский кризис (1962).
Это диктует и особый отбор материалов, пресса работает не просто с оглядкой на то, что скажет Запад, но и адресует свои материалы нередко не столько своей аудитории, сколько зарубежной. Такими были многие кампании в прессе в поддержку или в осуждение каких-то явлений в США, скажем, выступление советской общественности за прекращение американской агрессии во Вьетнаме.
Но в целом, как уже говорилось, в прессе происходит изменение характера выступлений. В ней можно найти более глубокий и реалистический анализ общественно-политической и хозяйственной жизни. Происходят изменения и в структуре СМИ. Возникают новые центральные общественно-политические и литературные журналы: «Вопросы истории КПСС», «Партийная жизнь», «Агитатор», «Москва», «Нева» и др. В 1960 г. в СССР издается 4 тысячи журналов, но подписка на многие особенно интересные остается ограниченной. Газет тогда же выходило около 3 тысяч, подписка на них была неограниченной и даже обязательной. В 1960–1970-е гг. количество газет и журналов постоянно росло.
Увеличивались и тиражи. Периодика издавалась на 57 языках народов СССР и мира. Все это давало основание говорить, что наша страна — самая читающая в мире. Но тиражи и уровень подписки скорее свидетельствовали о дисциплинированности членов КПСС, чем об их интересе к чтению газет и журналов. Кстати, были журналы, которые выписывались многими по разнарядке. Но их даже не раскрывали. В начале 1960-х гг. партия объявляет курс на ускоренное строительство коммунизма. На съезде партии разрабатывается подробная программа, выделяются три этапа его строительства, формулируется моральный кодекс строителя коммунизма. Прессе отводится важнейшая роль в реализации всех этих замыслов. Теперь ее задача освещать все события под этим углом зрения, искать положительные примеры коммунистического, то есть инициативного и бескорыстного, отношения к труду, пропагандировать новую мораль, когда общественные интересы ставятся выше личных. Социалистическое соревнование, повышенные социалистические обязательства передовиков производства на пятилетку, досрочное выполнение планов — эти и другие темы заполняют страницы газет и журналов, звучат в радио-и телепередачах, этому посвящаются художественные произведения в области литературы и кинематографии.
ХХ съезд дал импульс к выбросу мощной творческой энергии, что ярко проявилось в кинематографе, литературе и других областях. Благодаря съезду возникло целое поколение «шестидесятников», людей, свободных от тоталитарной идеологии, сыгравших исключительную роль в духовном пробуждении общества. С одной стороны, ослабление цензуры, некоторая свобода слова спровоцировали бурное развитие средств массовой информации и формирование диалога общества и власти. В то же время существующий авторитарный режим, хоть и смягченный, продолжал оказывать влияние их функционирование. СМИ использовались как одно из главных средств пропаганды. Государство уделяло особое внимание развитию СМИ, о чем свидетельствуют многочисленные постановления 1950–1960-х гг.
К концу 1950-х гг. отечественная журналистика претерпевает серьезные изменения. Средства массовой информации в эти годы стали рассматриваться КПСС не только как средство пропаганды, но еще и как один из институтов советской социалистической демократии. Отражая те процессы, которые происходят в экономике, политике, культуре, они, с одной стороны, информировали граждан о деятельности государственных и общественных организаций, отдельных руководителей, а с другой — ежедневно передавали информацию «снизу», вынося на газетные полосы, в радио- и телеэфир мнения, советы, размышлении и предложения людей, открыто подвергая критике те или иные негативные явления и поддерживая передовой опыт, помогая тем самым составлять планы, корректировать проекты решений. Они давали возможность выявлять мнение граждан по определенным вопросам, узнавать их настроение.