Как иней связан с космическими пульсарами, что нужно, чтобы попасть в «Высший свет» и о чем молчит Антарктида. Произведения тиражного искусства с уникальными историями — лучший новогодний подарок.
«Высший свет»
Говоря о барокко сегодня, мы обычно представляем себе дорогую роскошь. Но группа МишМаш (Миша Лейкин и Маша Сумнина) доказывают, что дотянуться до «высшего света» можно и с помощью самых простых и утилитарных материалов. Например, полипропилена, из которого делают водосточные трубы, бутылочные крышки, а теперь — благодаря фантазии дуэта — и нарядные люстры.
В диалектике «Высшего света» есть доля иронии. Не зря создатели полипропиленового абажура примеряют (понарошку) свой объект то в изысканных интерьерах Луизы Дроллинг, то в темном пространстве над натюрмортом ван дер Аста. Миша Лейкин шутит, что абажур МишМаш напоминает платье невесты: все в кренделябрах. Огромное (60 см!) изделие выглядит пышно и нарядно не столько из-за своих размеров, сколько из-за игры света и тени. Люстра равномерно светится изнутри, вызывая ассоциации с неким «потусторонним свечением», если угодно — небесным светом. Для сборки абажура при этом не требуется никакой инструмент, а сам процесс довольно быстрый и увлекательный. И вот через 15 минут, когда люстра готова, сборщик уже чувствует себя счастливым конструктором-изобретателем.
«Тайная жизнь вещей»
Иногда окружающие нас предметы оказываются не такими, какими кажутся на первый взгляд. Наблюдая за обычными тенями, которые отбрасывают предметы при направленном на них свете, можно обнаружить «тайную жизнь вещей». Причудливые силуэты теней вдохновляют художницу Дарью Коновалову-Инфанте на создание ироничных образов, в которых старый чугунный утюг представляется важным пароходом, а добродушный крокодил Гена — свирепым динозавром. Возможно, это их альтер-эго, а возможно, отражение души.
«При перемещении источника света тени вдруг могут совершенно непредсказуемо измениться, поменяв не только положение, но и форму, смысл, — говорит художница. — В какой-то момент я поняла, что не всегда тень от предмета являет собой прямую его проекцию. Предметы могут отбрасывать совсем не похожие на них самих тени, а рождать, напротив, совершенно невозможные образы. Однажды тень от горы посуды, оставленной вечером после праздника, довольно четко предстала в форме новогодней елки. Понятное дело, что не в деталях, а лишь как намек. Мне не помешало моментально отобразить это в работе. Вдохновение повсюду — и вокруг, и внутри. Если внимательно наблюдать, обязательно поймаешь».
«Белая блондинка» Юлии Бориссовой
Антарктида — безлюдный материк в ледовом плену, который в нашем сознании похож скорее на некое мифическое пространство. Здесь мало кто был и вряд ли когда-либо окажется. И всё равно это царство холода наполнено живыми историями и воспоминаниями, о которых мы можем узнать из полярных дневников и архивных фотографий.
Проект художницы Юлии Бориссовой, посвященный Антарктиде, называется «Белая блондинка». Так эту землю называют сами полярники. Фотографии Бориссовой — замороженные автопортреты и архивные снимки из дальних экспедиций — напоминают ледяные айсберги, отколовшиеся от материка памяти и бороздящие воды океана времени. Время в Антарктиде сходится в одной точке. Снимки действительно покрыты слоем льда, но это не монтаж: художница заморозила фотографии и сняла их на камеру, а позже сделала принты на матовой бумаге.
«В своей работе я стремилась передать ощущение враждебной и чужой среды Южного полюса, создавая образы, где географическая реальность уступает место пространству мечты», — рассказывает Бориссова.
Соприкосновение живого с холодной поверхностью — это одновременно и попытка поймать течение времени, и сопротивление антарктическому забвению под толщей льда.
Подсвечники SpotCeramics
Идея «скромной простоты» уже давно проникла в наши интерьеры и закрепилась там надолго. Это принцип, основанный на японском мировоззрении ваби-саби, когда простота непритязательна, а красота подлинна и архаична.
Художник и архитектор Надежда Ворожейкина основала бренд SpotCeramics в Нижегородской области. Ее объекты — авторская керамика, вдохновленная искусством несовершенства: трещинками, ямками и бугорками, разнообразием фактур. Работы, как говорит сама художница, отражают дух этого мира — «дикого и неистового».
У бренда есть коллекции керамики с говорящими названиями — «Каменелости» и «Природные поверхности». А новая коллекция — Middle ages — вдохновлена средними веками. При создании подсвечников, часть которых напоминает узоры флёр-де-лис — геральдической лилии, использована уникальная японская техника раку. Изделие обжигают не в муфельной печи, а в замкнутом пространстве среди опилок. Так в бескислородной среде рождаются объекты, которые невозможно повторить — результат всегда неожиданный. Сами подсвечники сделаны из красной и белой глины, добытой в Нижегородской области. Из-за интересной неровной фактуры предметы так и хочется потрогать, а еще такой подсвечник может стать хорошим подарком на Новый год.
Светильники «Пульсар»
Проект Юлии Боровой и Эдуарда Рахманова Save Lab родился так, как и положено настоящей экспериментальной лаборатории — в подвалах химфака МГУ. Когда-то там располагались бомбоубежища (отсюда и название лаборатории — Save), а спустя много лет проходили первые опыты художников на стыке art&science.
Волшебные светильники «Пульсар», названные в честь источников излучения в космосе, сами выглядят как загадочные космические объекты. Лампа здесь — живой организм со своим микрокосмом химических реакций. В основе светильника «Пульсар 10» лежит природное явление кристаллизации. Вещество под воздействием тепла от лампы плавится, а по мере остывания начинается магия: на стенках светильника, как иней, разрастаются кристаллические узоры-сферолиты. За этим процессом зритель наблюдает в реальном времени. В соседнем светильнике, «Пульсар 00», принцип похожий: пурпурные кристаллы под внутренним воздействием оседают на стенках, создавая красивое космическое свечение.
«Идея проекта — создание оазиса, который может жить у каждого дома. Это оазис живого, куда можно улететь на время, как на другую планету», — объясняют авторы.
Брошь-орден «Белая птица»
Безмятежной красоте посвящены и броши-ордена художника-керамиста Натальи Лепихиной. Главные герои ее историй — птицы — пусть и не летают на другие планеты, зато шустро разлетаются по миру и оседают в чужих домах, становясь любимыми и верными спутниками.
Наталья Лепихина — художник-керамист родом из Казахстана. Она работает в разных техниках, делает кукол и украшения-броши. Наталья не профессиональный орнитолог, но птиц очень любит. Милые броши-ордена с крылатыми героями — воробьями и белоголовыми сойками, скворцами и трясогузками, зимородками и даже жар-птицами — изготовлены в смешанной технике, из керамики и текстиля.
«Я исследую жизнь новых видов, которые иногда сама и придумываю. Все мои мысли о том, что такое красота, собираются в истории. Иногда они выливаются в пространственные инсталляции, а иногда части этих историй превращаются в броши-птицы и разлетаются по всему миру. Красота спасет мир», — уверена художница.
Пока все птицы и другие чудесные предметы искусства не успели разлететься, мы ждем вас в магазине ГРАУНД Солянки.