Найти тему
Бизнес Бизнесу

Почему бизнесу нужна стратегия развития и как её разработать

Стратегия развития компании – одно из важнейших условий эффективного развития. Она позволяет обойти конкурентов, стать сильнее на рынке и достичь намеченных целей. С помощью неё бизнес может увеличить капитализацию и быть устойчивым в стремительно меняющемся мире.

Что важно учесть, разрабатывая стратегию, и на каком этапе развития компании её нужно составить, рассказал Олег Извеков, основатель группы компаний «Стратегия Роста», автор стратегий развития более 100 компаний в стране, автор книги «Стратегия бизнеса в эпоху перемен».

Когда предпринимателю нужно задуматься о разработке стратегии бизнеса? В момент запуска бизнеса или уже на этапе перехода к устойчивой прибыли?

– Если вы начинаете бизнес, не задумываясь о его развитии и о стратегии его развития, значит есть очень серьёзные риски того, что ваш бизнес будет шатать из стороны в сторону. Опыт показывает, что выплывает только тот бизнес, который а) хорошо просчитан, б) точно знает, что он делает, в каком рынке и для кого, в) точно знает, кто его клиент, каков его путь, сколько у него денег и ещё огромное количество параметров. Если бизнес этого не знает и не хочет знать, то тогда мы скорее всего говорим о хобби. Но если мы говорим о бизнесе, то стратегией нужно заниматься всегда.

Стратегическая роль – это главная задача топ-менеджмента и собственника. Мы должны всё своё свободное время думать о стратегии: о том, куда мы пойдём в следующий момент времени, какие рынки мы будем развивать, какие услуги и продукты сейчас в тренде, а что уже «падает». К примеру, мы можем сейчас затеять IT-бизнес по созданию сайтов. Но кому он будет нужен?

– Получается, с построения стратегии нужно начинать бизнес?

– Начинать и продолжать. Стратегический план нужно обновлять каждый год перед финансовым планированием следующего года. Нужно выявить основные стратегические цели (я их называю стратегические ставки). Куда вы идёте? Где и на что вы будете брать деньги? Сколько вы будете с этого зарабатывать? Всё это нужно чётко определить.

Совсем не значит, что это догма. Этот документ можно спокойно перекалибровать. Но для начала вы должны чётко встать на землю и понять, куда вы идёте, и посмотреть в ту сторону.

На какой период нужно выстраивать стратегию?

– На 12 месяцев – это абсолютно нормальный горизонт стратегического планирования.

Назовите основные этапы разработки стратегии бизнеса.

– Первый – аналитический. Вы должны собрать информацию о том, что сейчас происходит на том рынке, на котором вы должны работать. Очень часто мы слышим вопрос от предпринимателей: а где взять эти данные? На самом деле нет никакой тайны и практически все цифры доступны. Если вы не знаете, где их взять, есть специально обученные люди – консалтеры, которые вам в этом помогут и покажут, какое сейчас состояние рынка и ваше место на этом рынке. Когда вы поймёте, где вы на этом рынке находитесь, и что из себя представляет этот рынок с точки зрения конкуренции, объёма денег и услуг, тогда вы приступаете к следующему этапу.

Второй этап – разработка стратегических целей. Здесь важно ответить себе на вопросы: чем вы будете отличаться от всех остальных, какова будет ваша уникальность, что вы будете давать клиентам такого, что точно будет у них вызывать позитивную реакцию. Вы должны точно нарисовать портрет клиента, так называемый аватар. И здесь уже начинаем вплетать основы маркетинговых стратегий – это неотъемлемая часть стратегии развития вашего бизнеса.

Третий этап – оценка ресурсной базы. Нужно понять, где вы будете брать ресурсы на всё вышеперечисленное. Ресурсы – это не только деньги. Это люди, кадры, компетенции, знания, время.

Четвертый этап – вовлечь своих единомышленников. Если в вашем бизнесе вы не одни, а у вас есть хотя бы небольшая группа подчиненных, то вы обязательно должны с ними провести мини-стратсессию и легитимизировать вашу стратегию, её все должны разделять. Если кто-то в компании не разделяет вашу стратегию, есть серьёзные основания полагать, что она будет саботироваться и возникнут большие проблемы.

Какие главные правила разработки стратегии?

– Думать о стратегии и начинать её разрабатывать. И не успокаивать себя тем, что она у вас есть где-то в голове. Если стратегия у вас в голове, то её у вас нет.

Как понять, что стратегия готова?

– Стратегия – это живой документ, и он постоянно меняется. Нужно спокойно относиться к тому, что вы будете постоянно «допиливать» стратегию, она никогда на 100% не готова.

Без чего невозможно построить стратегию?

– Без осознания предпринимателя того, что ему нужна стратегия.

-2