Найти в Дзене

Самый лучший способ повысить продуктивность — сказать «нет».

Автор Джеймс Клир

Не делать что-то всегда будет быстрее, чем сделать. Это утверждение напоминает мне старую поговорку о компьютерном программировании: «Помните, что нет кода быстрее, чем отсутствие кода».

Та же философия применима и в других сферах жизни. Например, не существует встречи, которая проходит быстрее, чем отсутствие встречи вообще.

Это не значит, что вам никогда не следует посещать очередное собрание, но правда в том, что мы говорим «да» многим вещам, которых на самом деле не хотим делать. Проводится много встреч, в которых нет необходимости. Написано много кода, который можно удалить.

Как часто люди просят вас что-то сделать, а вы просто отвечаете: «Конечно». Три дня спустя вы ошеломлены тем, как много дел в вашем списке дел. Мы разочаровываемся в своих обязательствах, хотя именно мы сказали им «да» в первую очередь.

Стоит поинтересоваться, нужны ли вещи. Многие из них таковыми не являются, и простое «нет» будет более продуктивным, чем любая работа, которую может выполнить самый эффективный человек.

Но если преимущества слова «нет» настолько очевидны, то почему мы так часто говорим «да»?

Почему мы говорим «да»

Мы соглашаемся на многие просьбы не потому, что хотим их выполнить, а потому, что не хотим, чтобы нас считали грубыми, высокомерными или бесполезными. Часто вам приходится подумать о том, чтобы сказать «нет» тому, с кем вы снова будете общаться в будущем — вашему коллеге, вашему супругу, вашей семье и друзьям.

Отказать этим людям может быть особенно сложно, потому что они нам нравятся и мы хотим их поддержать. (Не говоря уже о том, что нам тоже часто нужна их помощь.) Сотрудничество с другими — важный элемент жизни. Мысль об обострении отношений перевешивает затраты нашего времени и энергии.

По этой причине может быть полезно быть любезным в своем ответе. Делайте все, что можете, и будьте сердечными и прямыми, когда вам нужно сказать «нет».

Но даже после того, как мы учли эти социальные соображения, многие из нас, похоже, все еще плохо справляются с поиском компромисса между «да» и «нет». Мы обнаруживаем, что слишком увлечены вещами, которые не улучшают и не поддерживают тех, кто нас окружает, и уж точно не улучшают нашу собственную жизнь.

Возможно, одна из проблем заключается в том, как мы думаем о значении слов «да» и «нет».

Разница между да и нет

Слова «да» и «нет» используются по сравнению друг с другом так часто, что кажется, что они имеют одинаковый вес в разговоре. На самом деле они не просто противоположны по смыслу, но совершенно разной величины по обязательствам.

Когда вы говорите «нет», вы говорите «нет» только одному варианту. Когда вы говорите «да», вы говорите «нет» любому другому варианту.

Мне нравится, как выразился экономист Тим ​​Харфорд: «Каждый раз, когда мы говорим «да» на просьбу, мы также говорим «нет» всему остальному, чего мы могли бы достичь со временем».Как только вы что-то взяли на себя, вы уже решили, как будете проводить этот будущий отрезок времени.

Другими словами, отказ сэкономит вам время в будущем. Если вы скажете «да», это будет стоить вам времени в будущем. «Нет» — это форма кредита времени. Вы сохраняете возможность проводить свое будущее время так, как захотите. Да — это форма срочного долга. В какой-то момент вам придется вернуть свои обязательства.

Нет – это решение. Да, это ответственность.

Роль Нет

Сказать «нет» иногда воспринимается как роскошь, которую могут себе позволить только те, кто находится у власти. И это правда: отказываться от возможностей легче, если вы можете воспользоваться защитой, предоставляемой властью, деньгами и авторитетом. Но верно также и то, что говорить «нет» — это не просто привилегия, предназначенная для успешных среди нас. Это также стратегия, которая может помочь вам добиться успеха.

Говорить «нет» — это важный навык, который необходимо развивать на любом этапе вашей карьеры, поскольку он сохраняет самый важный актив в жизни: ваше время. Как выразился инвестор Педро Соррентино: «Если вы не будете беречь свое время, люди украдут его у вас».

Вам нужно сказать «нет» всему, что не ведет вас к вашим целям. Вам нужно сказать «нет» отвлекающим факторам. Как сказал мне один читатель: «Если вы расширите определение того, как вы применяете «нет», на самом деле это единственный способ повысить продуктивность (поскольку вы в конечном итоге говорите «нет» любому отвлечению, чтобы быть продуктивным)».

Никто не воплотил эту идею лучше, чем Стив Джобс, который сказал: «Люди думают, что концентрация означает сказать «да» тому, на чем вы должны сосредоточиться. Но это совсем не то, что это значит. Это значит сказать «нет» сотне других хороших идей, которые существуют. Нужно выбирать осторожно».

Здесь необходимо найти важный баланс. Если вы говорите «нет», это не значит, что вы никогда не сделаете ничего интересного, новаторского или спонтанного. Это просто означает, что вы говорите «да» целенаправленно. Как только вы избавитесь от отвлекающих факторов, возможно, имеет смысл сказать «да» любой возможности, которая потенциально может направить вас в правильном направлении. Возможно, вам придется попробовать многое, чтобы понять, что работает и что вам нравится. Этот период исследования может быть особенно важен в начале проекта, работы или карьеры.

Обновление вашего номера

Со временем, по мере того, как вы продолжаете совершенствоваться и добиваться успеха, ваша стратегия должна меняться.

Альтернативная стоимость вашего времени увеличивается по мере того, как вы становитесь более успешными. Сначала вы просто устраняете очевидные отвлекающие факторы и изучаете все остальное. По мере того, как ваши навыки совершенствуются и вы учитесь отличать то, что работает, от того, что нет, вам придется постоянно повышать свой порог, позволяющий сказать «да».

Вам по-прежнему нужно говорить «нет» отвлекающим факторам, но вам также нужно научиться говорить «нет» возможностям, которые раньше были полезным использованием времени, чтобы вы могли освободить место для эффективного использования времени. Это хорошая проблема, но овладеть ею может быть непросто.

Другими словами, вам придется со временем совершенствовать свое «нет».

Обновление вашего «нет» не означает, что вы никогда не скажете «да». Это просто означает, что вы по умолчанию говорите «нет» и говорите «да» только тогда, когда это действительно имеет смысл. Цитируя инвестора Брента Бешора: «Сказать «нет» очень важно, потому что оно сохраняет возможность сказать «да».

Общая тенденция выглядит примерно так: если вы научитесь говорить «нет» плохим отвлекающим факторам, то в конечном итоге вы заслужите право сказать «нет» хорошим возможностям.

Как сказать нет

Большинство из нас, вероятно, слишком быстро говорят «да» и слишком медленно, чтобы сказать «нет». Стоит спросить себя, в какую часть этого спектра вы попадаете.

Если вам сложно сказать «нет», вам может помочь следующая стратегия, предложенная Тимом Харфордом , британским экономистом, о котором я упоминал ранее. Он пишет: «Один трюк — спросить: «Если бы мне пришлось сделать это сегодня, согласился бы я на это?» Это неплохое эмпирическое правило, поскольку любые будущие обязательства, какими бы далекими они ни были, в конечном итоге станут неизбежной проблемой».

Если возможность достаточно захватывающая, чтобы бросить все, что вы делаете прямо сейчас, тогда да. Если это не так, то, возможно, вам следует подумать дважды.

Это похоже на известный метод «Да или нет» Дерека Сиверса. Если кто-то просит вас что-то сделать, и ваша первая реакция — «Да, черт возьми!», сделайте это. Если вас это не волнует, скажите «нет».

Невозможно не забывать задавать себе эти вопросы каждый раз, когда вам предстоит принять решение, но это все равно полезное упражнение, к которому можно возвращаться время от времени. Сказать «нет» может быть сложно, но часто это проще, чем альтернатива. Как заметил писатель Майк Дариано: «Легче избежать обязательств, чем отказаться от них. Когда вы говорите «нет», вы приближаетесь к более легкому концу этого спектра».

То, что верно в отношении здоровья, верно и в отношении производительности: унция профилактики стоит фунта лечения.

Сила Нет

Больше усилий тратится на вещи, которые не имеют значения, чем на неэффективные действия. И если это так, устранение — более полезный навык, чем оптимизация.

Мне вспоминается знаменитая цитата Питера Друкера: «Нет ничего бесполезнее, чем эффективно делать то, чего делать вообще не следует».

ОБ АВТОРЕ

Джеймс Клир пишет о привычках, принятии решений и постоянном совершенствовании. Он является автором бестселлера №1 по версии New York Times "Атомные привычки". Книга была продана тиражом более 15 миллионов экземпляров по всему миру и переведена более чем на 50 языков.