Найти тему

Второй северомуйский тоннель - что, как, где, зачем и почём

Однопутная железная дорога - проблема не только по причине малой пропускной способности, но и по причине безопасности. С Северомуйским тоннелем сложилась именно такая ситуация, причем имеющийся обход малоэффективен для удовлетворения требованиям существующего грузопотока.

Инфографика: vistat.org
Инфографика: vistat.org

Давайте немного о том, что вообще происходит и будет ли построен второй тоннель. Подготовка к работам началась на площадке еще летом 2019 г. Тем не менее по ряду определенных причин, одной из которых считается пандемия, работы были официально прекращены. Позже руководство ОАО «РЖД» пообещало, что строительство возобновится не раньше 2024 г. В планах - работы над Северомуйским тоннелем-2 с расширением наиболее проблемных участков БАМа или его обход непосредственно с запада.

Ученые РАН в 2021 предложили пересмотреть строительный проект по тоннелю. Они заявили, что в приоритете работа над наземной трассой. Предпосылка изменения решения – сейсмическая активность территории, а также миграция подземных вод. По данными причинам эксплуатация участка под землей будет достаточно дорогим удовольствием.

Инфографика: vistat.org
Инфографика: vistat.org

Очень важным нюансом в данном вопросе является сторона безопасности движения. Популярный вариант с возможностью обхода является не первым. Еще в 1989-м году был открыт обход, протяженность которого составляет 65 километра. До этого момента в течение шести лет все составы использовали более короткий маршрут, протяжность которого составляет всего 24,6 километра. Однако у него есть серьезный недостаток, а именно значительно превышены допустимые нормы уклона. Именно поэтому от использования данного маршрута пришлось отказаться.

Строительство Северомуйского второго тоннеля был оценено в 170 миллиардов рублей. На его создание может уйти около восьми лет, о чем сообщил А. Макаров, заместитель гендиректора компании. До этого генеральным директором РЖД О. Белозеровым сообщалось, что строительство этого тоннеля даст возможность повысить провозную способность на этом участке до ста миллионов грузов. На данный момент данный показатель составляет всего 16 миллионов. Также он добавил, что строительство основного варианта тоннеля может занять восемь лет и обойдется примерно в 170 миллиардов рублей, а возведение обходного пути обойдется в несколько раз дороже.

Инфографика: vistat.org
Инфографика: vistat.org

Весной 23-го года стало известно, что для строительства специальных транспортных объектов на Восточный полигон будут привлечены частные средства при использовании механизма концессии. Однако относительно бюджета возникли серьезны вопросы. Например, еще в 1991-м году стоимость первой нитки оценивалась всего в 17,7 миллиардов рублей. На тот момент по официальному курсу рубля к доллару это равнялось примерно 10 миллиардам рублей. Таким образом БАМ стал бы самой дорогой стройкой за всю историю народного советского хозяйства.

Такая дорогостоящая стройка связана с тем, что строительство тоннеля стартовало еще в 1979-м году, но очень быстро строителей остановил высоконапорный плавун. В штольню хлынула вода, камни и песок из большого подземного озера. Напор давления составил больше 14-ти атмосфер. В результате погрузочная машина весом в 23-и тонны была отброшена на 300-а метров. Закачка бетона в штольню продолжалась два года, затем был остановлен прорыв. После этого было удалено практически 13-ть тысяч кубометров горной породы, которая была вынесена при обвале.

Инфографика: vistat.org
Инфографика: vistat.org

В 1981-м проведенные исследования показали, что огромный монолит Северо-Муйского хребта оказался разрезан в месте прохождения тоннеля. Всего было обнаружено четыре региональных разлома. Это говорило о том, что могут возникнуть новые прорывы. В апреле 1999-го года произошел новый обвал обводненной породы, когда до сбойки оставалось всего 160-т метров. В результате снова погибли люди, а некоторую часть тоннеля пришлось строить фактически заново. В общей сложности строительство тоннеля продолжалось 26 лет. За это время переработали более двух миллионов кубометров грунта, смонтировано около 70-ти тысяч тонн металлоконструкций и уложено около 700-т тысяч кубометров монолитного железобетона.

Полная версия статьи, в том числе о строительстве второго тоннеля - здесь

Больше инфографики о Втором северомуйском тоннеле - здесь

Поддержите нас лайком и подпиской!