На эту статью натолкнул один абзац у друга в тексте, что один религиозный деятель отнюдь не высмеял некоторые направления духовного развития, разумеется, немного приподняв свое, а просто пошутил. Мол, люди закостенели и шуток не понимают, оскорбляются.
Но, постой, дорогой друг, дело не в том, что кто-то не понимает шуток, дело в «уместности», о которой пойдет речь. Вообще, уместность понятна либо людям с врожденным чувством такта, либо взрослым и мудрым людям. В сожаление, сейчас под взрослостью понимают взрослость тела, а не взрослость ума и психики. Оттого имеем престарелых морщинистых моложавых стрекоз и стрекозлов, которые не ощущают ни свой возраст, ни свои ограничения. Большей частью это выглядит глупо, меньшей смешно. Престарелый Питер Пен — это не герой сказки. И вот когда ты молодой, веселый, жизнь тебя еще не побила, а природа наделила умом и сообразительностью, из тебя может вполне получиться юморист.
Милое дело в молодости почти все были смешливыми, веселыми, а если в компании был балагур, который мог сказать острое словцо, это прямо компания – топчик. И посмеяться, и поржать. Девочки между собой обсуждали какой Вася классный, он может рассмешить даже когда совсем грустно. В молодежных компаниях приняты подколки, шутки, стеб, это нормально и молодежь без комплексов, обычно, даже не обижается. Но по мере продвижения по жизни ты начинаешь сталкиваться с серьезными трудностями, болезнями, безвыходными ситуациями и людскими трагедиями, на которые ты никак не можешь повлиять. И ты начинаешь понимать, что есть вещи, над которыми смеяться вроде как можно, но уже и не красиво. Если тебе в 16 лет было смешно, как смешно дедуля ковыляет в магазин, еще и смешно злится на вас, когда вы над ним смеетесь. То в 30 лет, порвав переднюю крестовидную связку, и когда тебя перекосило в тазобедренном, тебе как-то не до шуток, что ты также добираешься в магазин в раскоряку, а ты даже не дед. Вчера ты был бодр и свеж, бегал по утрам и в лёгкую забирался на 15 этаж без лифта, а сегодня ты уже полу дед. Тебе грустно, обидно, гнев поднимается от несправедливости, связки и суставы болят, но некому сходить за продуктами. Вот ты идешь и встречаешь Васю-балагура, который не повзрослел, и он начинает шутить, например, что можно ногу тебе отрезать, поставить деревянную, будешь как пират. Хочется Васю ударить костылем, но ведь упадешь же, еще и тупым агрессивным обзовут, который шуток не понимает. И ты начинаешь понимать, что то, что тебе казалось в юности тиранией, ограничениями и запретами, которые надо разрушить, просто на просто защита людей, на данный момент, таких как ты, от еще большего огорчения жизнью.
Что отличает взрослого? – Уместность. Он знает, когда кому что и зачем нужно говорить, и делать. Он понимает, что, если трехлетка спрашивает, как едет трактор, ему надо рассказать о том, как крутятся колеса, а не о принципе сгорания топлива и передачи сил на трансмиссию. Он понимает, что, если его беременной жене не тяжело, шутки про ее внешний вид это самое последнее, что ей нужно. Взрослый понимает в том числе, что если его высказывание может быть неправильно понято и разжечь если не ненависть, то негативные чувства в сердцах людей, то он не скажет. Не потому что не может, а потому что не хочет.
Инфантильные люди не понимают всего этого. Что поделать, они застряли в каком-то неуместном в нынешнем теле возрасте. Им кажется нормальным выдать что-то критикующее в сторону того, что они не понимают, ведь они все понимают правильно, а кто думает иначе, не иначе, как идиот. Поэтому всякие Панчины критикуют Далай Ламу, хотя, казалось бы, где ты, и где он. Им и в голову не придет, что именно ты можешь что-то не понимать, а не другой человек. Поэтому так по-разному выглядят юмористы разного возраста. Если юный стендапер может возмущаться, что ему попадаются тупые бабы, например, то как бы к человеку в возрасте уже вопросы – почему ты окружил себя тупыми людьми и почему в твоей жизни чья-то тупость является основной проблемой, что ты ноешь об этом со сцены. В этом различие между Карлиным и Жванецким. Извините меня, поклонники Карлина. Он безусловно хороший юморист, но желчность и подмечания не есть юмор.
Взрослый человек понимает кто он, где он и что в этом месте нужно говорить, а что не нужно. Если ты этого не понимаешь, грош цена твоей мудрости. Как не уместно материться в театре, так и не уместно делать шутливые замечания, которые можно неправильно истолковать. Слово имеет последствия. Так прямо в начале Библии написано. Нужно думать, что говорить. И если в молодости, ты не понимаешь взрослых людей, они тебе кажутся скучными, а всякий клоун с языком без костей, веселым, это нормально, это пройдет. Ты про что не можешь понять, в силу собственных ограничений, что юмор этих людей никуда не девается, им просто не нужно расплескивать его вокруг, как слюни при чихании, они шутят там, где нужно, и с теми, с кем нужно. А если взрослый человек говорит неуместные вещи, что же, значит он не понял. Возможно, он будет кумиром молодежи, ведь он вон какой взрослый и такой своей, что не прибавит ему мудрости, ведь таков его путь.
Друзья, думайте, что говорите и кому. Речь - это энергия. Контролируя речь, вы контролируете свою энергию. А если вам кажется, что нет запретных тем для шуток, и вам плевать на тех, кому может это не понравится, ну что же, поздравляю вас с эмпатией бревна. В кругу таких же бревен вам будет комфортно.