Найти тему
1K подписчиков

Пиковая "Ирония судьбы"

821 прочитал
В театре Моссовета премьера - "Пиковая дама" в постановке Игоря Яцко. Спектакль - настоящий бенефис Валентины Талызиной. На днях мы с мужем и друзьями побывали на "Пиковой даме".

В театре Моссовета премьера - "Пиковая дама" в постановке Игоря Яцко. Спектакль - настоящий бенефис Валентины Талызиной. На днях мы с мужем и друзьями побывали на "Пиковой даме". Впечатления неоднозначные.

Темный зал, темная сцена. Единственный источник освещения - это лунный свет, идущий к нам сквозь высокие окна, за которыми медленно падает снег. И узнаваемый сквозь года голос Талызиной с её неповторимой интонацией начинает читать стихи. Закрываю глаза: начинается "Ирония судьбы...". Сейчас Ширвиндт торопливо пойдет с бутылкой шампанского, Лукашин напьется в бане, Надя со своим платьем... Стоп! Какая "Ирония"? Я вообще в театре.

Да, голос Талызиной, к которому мы за долгие годы так привыкли в "Иронии", зимний антураж на сцене, да еще и огромная роскошная ёлка в фойе театра создали некую "новогоднюю" атмосферу, из которой мне до конца спектакля так и не удалось до конца выйти, несмотря на то, что пьеса, мягко говоря, не новогодняя)) Но это не относится к плюсам и минуса спектакля, это проблема исключительно моего личного восприятия. Да и не проблема вовсе, так, забавный момент.

Теперь по существу. "Пиковая дама" - произведение не самое веселое. Я бы даже сказала, местами мрачноватое. В Моссовете настроение спектакля иное. Постановка получилась неожиданно музыкальной, даже где-то водевильной. Офицеры наперебой поют романсы, к ним примыкает Чекалинский, вступают дамы... Да нет, все понятно - театр Моссовета славится поющими актерами и, видимо, по мнению режиссера, грех было не использовать их таланты. Но все эти музыкальные вставки, откровенно говоря. отвлекают от основного действия. При том, что вся музыка - это старинные романсы Глинки, дуэт из оперы "Пиковая дама" и т.д. То есть, в атмосферу времени они вполне попадают, но действие несколько разрушают.

Это хорошо, что мы "Пиковую даму" все читали, фильм с Проскуриным, Демидовой и Смоктуновским многие смотрели, оперу опять-таки слушали. Если бы не это, думаю, проникнуться происходящим было бы куда сложнее. Сложно резко перестраиваться с веселого пения на что-то иное.

Сумасшествие Германна, явление старой графини - трагические, страшные места, которые в спектакле как-то немного смазаны, что ли... Не показаны с той сокрушающей силой, с какой могли бы.

Например, когда я смотрела фильм 1982 года, в момент, когда старая графиня уже после смерти приходит к Германну, чтобы назвать три карты, я чуть не поседела в эту минуту, хотя это ж не фильм ужасов, никаких спецэффектов. Просто такое создано напряжение было, что волосы шевелились. А тут - как-то все очень спокойно, буднично. Спасибо, что не запела.

Знаете, какое ощущение? Что, с одной стороны, путем музыкальных вставок спектакль как бы растягивали, чтобы не совсем уж короткий (он и так без антракта идет), а с другой стороны, "сэкономили" на раскрытии характеров и причинно-следственных связей.

Я-то понимаю, что и почему) Мне за подростков тревожно, которых непременно будут на спектакль по школьной программе водить. Хочется, чтобы им было понятно.

Но, как я уже сказала, впечатления неоднозначные, а это значит, что многое и понравилось. И положительного для меня лично куда больше.

Актеры - их я уже упоминала, и скажу снова. Прекрасная игра у каждого. Яркие образы. Талызина - я всегда была к ней неравнодушна, и своим бенефисом она еще больше меня в себя влюбила. 88 лет - ясный взгляд, идеальная речь, самоотдача. Этот спектакль - не реверанс в ее сторону, мол, давайте сделаем приятное народной актрисе. Это ее сильная работа и заслуженный успех.

В театре Моссовета премьера - "Пиковая дама" в постановке Игоря Яцко. Спектакль - настоящий бенефис Валентины Талызиной. На днях мы с мужем и друзьями побывали на "Пиковой даме".-2

Станислав Бондаренко, по-моему, идеально подходит на роль Германна, показывая нам этого сухого, сдержанного немца, верящего только в честную карьеру, но срывающегося, будто в обрыв.

Чудесная Лиза (Ксения Комарова) прекрасно раскрывает образ, притягивает внимание зрителя.
Всех не упомянешь, но хороши действительно все!

А самая сильная сцена, которая заставила зал замереть, это финал. Танец, пластический этюд - не знаю, как правильно назвать - Германна и Лизы. Без единого слова они показывают, как могли любить друг друга и быть рядом всю жизнь. Просто до слёз.

В театре Моссовета премьера - "Пиковая дама" в постановке Игоря Яцко. Спектакль - настоящий бенефис Валентины Талызиной. На днях мы с мужем и друзьями побывали на "Пиковой даме".-3

...Хотя я так до конца и не определилась, что же всё-таки преобладало в его душе: любовь к Лизе или желание узнать тайну трех карт... И это хорошо! Есть, о чём подумать. Это ли не главное для спектакля - когда о нем думают и после его окончания?