После Февральской революции 1917 года, или как её называли в советской историографии, Февральская Буржуазно-демократическая революция, отречения императора Николая II от престола за себя и цесаревича Алексея, было сформировано временное правительство, которое как мы помним возглавлял сначала Львов Г.Е. (с 2 (15) марта по 7 (20) июля 1917 года), а затем Керенский А.Ф. (7 (20) июля 1917 — 26 октября (8 ноября) 1917 года). Одним из первых постановлений Временного правительства было упразднение Министерства внутренних дел и политической полиции (корпус жандармов). Вместе с тем создается народная милиция с подчинением органам местного самоуправления. 17 (30) апреля 1917 года Временное правительство издает два постановления «Об учреждении милиции» и «Временное положение о милиции», которые узаконивают положение милиции.
Слово «милиция» происходит от латинского militia — «воинство», «служба», «ополчение». До революции в Российской Империи словом «милиция» обозначались иррегулярные воинские формирования, собираемые во время того или иного военного конфликта. Милиционные формирования основаны на добровольной основе и собирались из числа населения Кавказа и Закаспийской области. Впервые термин милиция использован при Петре I. Милиционное войско, то есть ополчение собиралось в период наполеоновских войн, в период русско-турецкой войны из числа народов Кавказа не обязанных военной службой, но изъявивших желание участвовать в военных действиях. Так, например, в российском Закавказье в период русско-турецкой войны 1877-1878 года были сформированы Елисаветпольский и Эриванский конно-иррегулярные полки, подразделения которых участвовали в знаменитом «баязетском сидении». Во многих странах Европы, а также в США, под милицией подразумевается именно добровольно созданное народное ополчение, с целью осуществления вспомогательных функций как военного характера, так и полицейского: охрана общественного порядка во время чрезвычайных ситуаций, или же в период военного времени. Такое право предусмотрено Разделом 8 Конституции США, где определён порядок созыва милиции, дисциплина в милиции и так далее. Знаменитая вторая поправка конституции гласит: «Поскольку надлежащим образом организованная милиция (имеется ввиду народное ополчение. Прим. автора) необходима для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно ограничиваться».
Но вернемся в родные пенаты… Первыми милиционерами стали солдаты и студенты. По мнению Временного правительства, задачей новой милиции не защита власти, а защита правопорядка. Но на деле, будучи элементом буржуазной власти, милиция Временного правительства не стала эффективным органом в борьбе с преступностью. По большей части полиция во всех буржуазных и капиталистических странах занимается в первую очередь защитой и охраной власти, прав собственников, и в меньшей степени защитой тех слоев населения, которые не обладают высоким уровнем материального богатства. Достаточно вспомнить как полиция в США в период великой депрессии разгоняла людей, требующих дать им работу. Разгон стихийных городков, получивших название «гувервиллями», названных так по имени президента США Герберта Кларка Гувера. Разгон мирной демонстрации 1 мая 1886 года. Когда чикагские рабочие требовали смягчение условий труда. То же самое происходило в Европе и в Российской империи. Вспомните Ленский расстрел.
Но Временное правительство постулировало отличие царской полиции от народной милиции и видело его в защите правопорядка, профилактике преступлений, а не её сокрытие. Маркиз Астольф Луи Леонор де Кюсти́н (18 марта 1790— 25 сентября 1857) — французский писатель, путешественник, так написал о российской полиции: «Полиция, столь проворная, когда нужно мучить людей, отнюдь не спешит, когда обращаются к ней за помощью».
Нужно отметить, что в постановлениях временного правительства касающихся милиции, были установлены критерии к соискателю на должность милиционера. Это должен был быть грамотный гражданин России, достигший уже возраста 21 года, ранее не судимый и не находящийся под следствием, а также не являющийся содержателем «домов терпимости». Говоря современными словами публичного дома или борделя. Управление милицией осуществлялось органами местного самоуправление: комиссарам Временного правительства и местным советам. Руководство Министерства внутренних дел осуществляла лишь общий надзор.
Изменению подверглась также структура. Пожалуй, изменению не подверглась только служба сыскной полиции. Её лишь переименовали в уголовно-розыскную. В обязанности милиции входило расследование преступлений, охрана общественного порядка, охрана политических свобод, паспортный контроль, учёт населения, надзор за безопасностью дорожного движения.
Как уже было написано выше, как не постулировало временное правительство, что милиция не должна заниматься политическими делами, как они не объявляли отличие от царской полиции, всё равно в обязанности милиции было вменен и политический сыск, сбор информации о политической агитации оппозиции. Но нужно сказать, что довести до конца это не удалось и этим занимались армейские структуры, а именно контрразведка. Другими словами, сама природа буржуазного государства толкало на создание политической полиции, для защиты именно власти.
Говоря о правоохранительных органах следует пару слов сказать и о внешнем облике, а именно о форменной одежде и знаках различия. Если на первых порах милиционера от обычного человека отличала белая повязка на руке и буквами «Г.М.», что расшифровывалось как «городская милиция». При этом милиционер мог быть как в штатском, так и в военной форме, если он был из числа военнослужащих, назначенных на должность в органы милиции. В Москве, Приказом №1 по Комиссариату Московского градоначальства от 8 марта 1917 года об образовании Московской народной милиции указано, что лицу зачисленному в состав милиции выдаются установленные карточки и отличительные знаки.
В Кронштадте большинство милиционеров были ученики гимназисты старших классов, учащиеся реальных училищ и студенты. Они в качестве отличительного знака носили белую повязку с буквами красного цвета «К.Г.М.» (Кронштадтская городская милиция). В дальнейшем к красной повязке стали прикреплять красную розетку и выдавать милиционерам удостоверение. А на самой повязке указывался номер городской милиции.
В апреле 1917 года постановлением Временного правительства № 537, вводится порядок ношения форменной одежды для чинов милиции, а также предписание о вооружении милиционеров холодным и огнестрельным оружием. Позднее в июне 1917 года вводятся знаки различия в виде шевронов различного цвета, в зависимости от должностного положения. Красный шеврон углом вверх для милиционеров, шеврон серебристого цвета для должностных лиц и чинов комиссариата и красного цвета для чинов управления милиции. Шеврон носился на правом рукаве. Форма была единой и включает в себя: фуражку мореходного типа с красной розеткой вместо кокарды, суконная куртка темно-синего цвета и приталенное пальто темно-серого цвета. Белая повязка с буквами красного цвета «Г.М.» продолжали носить на левом рукаве.
Стоит ещё немного сказать про ранги, которые обозначались шевронами на правом рукаве. Один шеврон красного цвета для старших милиционеров, один серебристый шеврон полагалось носить помощникам участковых комиссаров милиции, а два участковым комиссарам, один золотой шеврон обозначал, что его носитель заместитель начальника милиции Петрограда, а два значит, что перед вами сам начальник милиции Петрограда. Была установлена также ширина и высота галуна из которого изготавливался шеврон.
В Москве была введена другая система знаков различия и форменной одежды, так что о каком-единообразии речи вообще не было. Например, в Москве приказом Комиссариата Московского градоначальства установлена выдача личному составу милиции установленных карточек и отличительных знаков. Карточка установлена была красного цвета, которая подписывалась участковым комиссаром с печатью. Ей присваивался номер регистрации в книге состава утвержденных милиционеров. Тот же номер с печатью ставился на отличительных знаках, а именно на нарукавной повязке красного цвета с гербом Москвы. А для студенческой продовольственной милиции (да, такая тоже была) повязка была установлена из грубого полотна с буквами «С.П.М.».
Временным правительством разрабатывался проект единой формы для милиции. Милиционеров планировалось одеть «в черное пальто с красным знаком городской милиции, затем один рукав черный, другой – красный. Фуражка обыкновенная с красной полоской». Чтобы отличить наружную милицию, то есть та которая предназначалась для охраны общественного порядка и общественного спокойствия, от продовольственной милиции, которая следила за порядком в булочных, у последних была белая повязка с буквами «С.П.М.», что означает социально-политическая милиция. Обратите внимание, на название. То есть, как Временное правительство не пыталось, но политику, то есть властные интересы, все равно были вплетены в правоохранительную систему. Правда данная форма своего распространения так и не получила. но московская милиция стала обеспечиваться форменным обмундированием военного образца, то есть, гимнастерка и шаровары защитного цвета, фуражка, плащ дождевой и полу сапоги. Теперь в качестве отличительного знака вводится нагрудный жетон в виде треугольного щита с закругленными сторонами, на котором выбивался номер удостоверения милиционера с надписью: «Милицiонеръ». На жетон также помещалось изображение Георгия Победоносца, под которым по кругу имелась надпись: «Московской народной милицiи». Жетон носили на левой стороне груди и в уменьшенной форме на околыше фуражки в виде кокарды. При этом погон у милиционеров не было. следовательно не было и званий. А чтобы отличить начальство и ненароком не послать куда по дальше, они носили на левом рукаве повязки с отличительными знаками в виде полос разного цвета и количества. Полосы могли быть белого, черного и золотого цвета.
В июне 1917 года меняется милицию в Москве переименовали в «Московскую городскую милицию». Поэтому на металлических жетонах перебивались надписи. Согласно совместного приказа по Комиссариату Московского Градоначальства и Московской городской народной милиции № 17/56 от 9.06.1917 г. также оговаривалось какие должностные лица из числа командного состава дано право ношения особых отличительных повязок. Такое право было предоставлено начальнику городской милиции, инспекторам всех отделений и их помощникам, инспектору по хозяйственной и материальной части и его помощнику, начальнику конного и пешего резерва и его помощникам, а также начальникам милиции участковых комиссариатам и их помощникам.
После событий, произошедших в июле 1917 года, которые стали следствием вызванного поражением на фронте и правительственным кризисом, действовавшая на официальном основании при Советах рабочих и солдатских депутатов «рабочая милиция», была распущена. В последствии она станет основой для создания Рабоче-крестьянской милиции уже после Великой Октябрьской социалистической революции. С победой Октябрьской революции прекратила своё существование Временное правительство и милиция. Но на арену выходит новая, не по называнию, а принципиально новая, Рабоче-крестьянская милиция. Но это уже тема для новой беседы…