Найти тему

Следующая остановка – Взрослая жизнь. Почему мы перестаём взрослеть?

Мы, студенты-журналисты четвёртого курса, продолжаем узнавать всё о взрослении. В прошлом выпуске мы разобрали краткую историю детства. Сегодня мы говорим про вас и про нас, точнее, про наше поколение. Разберёмся, из-за чего во всём мире хотят увеличить молодёжный возраст, почему в 22 года мы можем ощущать себя на 14, что для нас важно сегодня, какие «маркеры» взросления можно выделить в современном обществе. Пристёгивайте ремни, мы отправляемся в путь. Сегодня к нам на помощь приходят эксперты-социологи.

Вечно молодой...

Ей скоро тридцать, она покупает разноцветные шарики, мечтает прокатиться на верблюде. Ему двадцать пять, родители предлагают обзавестись собственной квартирой, а он удивлённо мотает головой и продолжает носить футболки с Риком и Морти. Она часто зовёт к себе гостей играть в настолки, смотреть сериалы и есть попкорн из микроволновки. Он ходит в кино на новые фильмы от Marvel, покупает комиксы и копит на очередную радиоуправляемую машинку. Персонажи до боли знакомые. Вот только не персонажи это, а реальные люди, может быть, это даже вы сами.

– Сегодня мы видим расширение некоторых возрастных границ. Возраст 30+ пролонгирован чуть ли не до 40. Одна из гипотез, почему это происходит, связана с социальной инфантильностью, – объясняет заведующий кафедрой «Социология» Тольяттинского государственного университета, доктор социологических наук Татьяна Иванова. Эксперт добавляет, что эта социальная инфантильность относится ко всем типам поколений: «бэби-бумерам» (1946–1964 годы рождения), поколению X (1960–1980-е), поколению Y («миллениалы», 1980–1990-е) и поколению Z («зумеры», с 2000 года).

Конечно, нужно учитывать жизненный сценарий конкретного человека, его отношения в семье и обществе. В вузах встречаются студенты, которым приходится совмещать работу и учёбу. Они уже могут быть старше своих сверстников. У одних нет иного выхода, у других это способ самосовершенствования, у третьих – простое желание быть чем-то занятым. В этом одно из ярких отличий молодого поколения от более старшего – стремиться не к семейному благополучию, а к достижению личных целей, к получению образования.

Взрослеем по этапам

Социальную инфантильность можно обойти только путём поэтапного взросления. Так считали и выдающиеся психологи Зигмунд Фрейд (1856–1939), Эрик Эриксон (1902–1994) и Жан Пиаже (1896–1980). Согласно их концепциям, яркие возрастные изменения происходят у человека после чёткого, поэтапного развития. Татьяна Иванова приводит в пример концепцию Эриксона:

– Он подробно описывает значение каждого возрастного периода. Первый период у него – до одного года: именно тогда у человека формируется доверие или недоверие к миру. С точки зрения Эриксона, если новорождённый получил в своём первом социальном институте – в семье – любовь, заботу, искренность и ласку (основной субъект коммуникации у него – мама), то такая личность вырастает социализированной, социально взрослой, может себя реализовать и проходит все кризисные возрастные периоды без ярких обострений.

-2

Важно учитывать и биологический возраст. Татьяна Иванова отмечает, что у каждого человека своя внутренняя картина здоровья:

– Есть три вида здоровья: биологическое, социальное и психологическое. Для человека важно в своём возрасте перейти все этапы экологично, без обострений и застреваний в каком-то возрасте. Поэтому основной маркер взросления – это экологичная, поэтапная переходная система, не нарушающая циклические возрастные особенности.

Такие разные ценности

С одной стороны, социальная инфантильность во многом происходит из-за перемен в структуре общества, с другой – у нас изменилась система ценностей.

– В тройку ценностных ориентаций сегодня входят материальный достаток, здоровье и ценности семьи. Всё-таки ценностные ориентиры нравственно моральны и устойчивы, – подчёркивает Татьяна Иванова.

-3

И хотя традиционные ценности остаются актуальными и в современном мире, значение семьи меняется. Например, ранние браки в России становятся нечастым явлением: в среднем мужчины вступают в семейный союз в 28 лет, женщины – в 24 года.

На фоне перемен семейных ценностей не теряют актуальности и конфликты поколений. Старшее, как правило, с неодобрением смотрит на младшее, когда молодые в свои 22 года до сих пор не связали себя узами брака, а если и связали, то уж слишком затягивают с рождением ребёнка. И немудрено, что с 1994 года возраст женщины, когда у неё появлялся первенец, увеличился с 22 до 25 лет. Кроме того, молодые люди сейчас предпочитают сначала попробовать пожить в романтических отношениях, а уж потом, если всё сложится, идти в ЗАГС.

-4

Смена ценностей произошла в конце 1990-х годов, свой вклад в этот процесс внесли глобализация, адаптация западных ценностей (например, культуры чайлдфри, то есть сознательного нежелания иметь детей), открытый доступ к интернету и массмедиа, свободные путешествия по миру, массовая культура и многое другое.

– Раньше в иерархии ценностей у молодёжи что было? Семья, дети, коллектив, партия. Сейчас на первом месте у молодёжи карьера, благосостояние, деньги, путешествия, а потом уже только семья. Она по-прежнему есть, но уже не на первой, не на второй и даже не на третьей позициях, – добавляет доцент кафедры «Социология» Тольяттинского госуниверситета, кандидат социологических наук Наталья Любавина.

В эпоху инноваций

На изменение системы ценностей не могут не влиять и экономические факторы. Это связано с переходом от индустриального общества к постиндустриальному, с развитием экономики знаний и экономики инноваций. Отсюда и новые требования рынка труда. Сейчас особенно важно быть работоспособным и конкурентоспособным. Карьера в современном мире стоит на первом месте, зачастую оставляя позади семейные ценности.

Татьяна Иванова выделяет три особенности инновационного общества. Социолог отмечает:

– Монетарное мышление направлено прежде всего на удовлетворение рынка и требовательного работодателя. Ориентир идёт на карьеру, а не на семью.

Об этом же свидетельствуют и данные статистики: 70 % россиян всё-таки предпочитают карьеру семье.

Вторая особенность инновационного общества – разделение рынка труда, появление первичного и вторичного рынков. Эксперт поясняет:

– Первичный рынок труда – это престижные профессии с высокой зарплатой, вторичный рынок – более низкий уровень профессий, которые, однако, остаются необходимыми для нашего общества.

В тройке самых востребованных и прибыльных профессий в 2021 году – IT-специалист, врач-анестезиолог и стоматолог. А вот профессии бухгалтера, нотариуса и кассира в ближайшем будущем могут исчезнуть.

Кроме монетарного сознания и разделения рынка труда, в инновационном обществе развивается индивидуализм и глобализация. Индивидуализм проявляется и в том, что современные молодые люди отказываются работать «на дядю», доверяясь собственным способностям и целям. Пандемия, впрочем, немного изменила положение вещей. Так, 53 % россиян хоть раз задумывались об открытии собственного дела, но 73 % респондентов всё же предпочитают оставаться на постоянной работе со стабильной заработной платой.

-5

Развлечения как способ повзрослеть

Взрослеть стало куда проще. У нас есть интернет, огромное количество разнообразных образовательных курсов, родители не отправят нас работать на завод, как это было раньше, да и секрет поэтапного взросления мы теперь знаем – спасибо Фрейду, Эриксону с Пиаже. Казалось бы – живи да радуйся! Кстати, а что там с индустрией развлечений? Как она помогает нам взрослеть? Или, может, мешает? Социолог Татьяна Иванова поясняет:

– Рынок потребления настолько разнообразен и переполнен, что сегодня появляется другой феномен – «перепотребление»: когда молодой человек, находясь в возрасте, например, 23, 25, 32 лет, пребывает в некотором переизбытке потребления. Человек может приобретать лишние вещи и не реализовывать свою экокультуру (то есть не использовать грамотно природные ресурсы).

-6

– В середине XX века была семья, которая активно принимала участие в жизни ребёнка, – поясняет Наталья Любавина. – Были и время, и возможности, и условия в обществе. А сейчас семья находится в таких условиях, когда нужно больше работать и зарабатывать. Тем временем у детей и подростков уже совсем другие потребности. Школа тоже не всегда с этим справляется. Проблемы есть, они мало решаются, а куда средства уходят? В досуг, в молодёжные субкультуры, в интернет. Мы ищем пути решения у индустрии развлечений, чтобы наконец повзрослеть и найти ответы на свои вопросы, потому что традиционные институты просто не справляются.

Мы ходим по магазинам и скупаем новую одежду, книги, гаджеты, хотя дома ждёт переполненный шкаф, целая полка непрочитанных книг, а модное устройство очень скоро начнёт стремительно устаревать. В кинотеатрах тем временем показывают новый фильм про вселенные Marvel или DC, а на ютьюбе уже вышел долгожданный клип Оксимирона. А сколько всего ещё обрушивается на нас каждую секунду с лент соцсетей! Взрослеть стало не проще, но точно веселее. Да и зачем взрослеть, обзаводиться семьёй, принимать серьёзные решения, когда вокруг столько увлекательного?!

Не забудь про это, когда решишь повзрослеть

  • В декабре 2020 года Госдума приняла в окончательном чтении законопроект, согласно которому молодёжью в России будут считаться люди в возрасте от 14 до 35 лет. Увеличение возраста позволит молодым людям получить больше возможностей государственной поддержки. Молодёжный возраст по всему миру увеличивается из-за социальной инфантильности и изменения ценностных ориентиров. Конечно, ещё влияют и социальный статус, и место в обществе, и внутреннее состояние, как человек сам себя ощущает. Тебе может быть 30, а в душе всего 15!
  • Наши ценности изменились. Если для наших родителей в приоритете были семья, дети и коллектив, то сейчас нам важны карьера, благосостояние, деньги, путешествия. Как говорится, один раз живём!
  • Рынок труда всё чётче делится на сегменты престижных и менее востребованных профессий. А всё потому, что мы живём сейчас в эпоху инновационного общества. Современные проблемы требуют современных решений.
  • Развлечения стали для нас не только средством скоротать время, но и способом повзрослеть и найти ответы на интересующие вопросы. Главное, чтобы это не переросло в банальную прокрастинацию!
  • Основные «маркеры» взросления: поэтапный переход от одного возраста к другому, материальная независимость и самостоятельность, основная работа или самозанятость, личная и социальная свобода, признание в обществе. Ищем своё идеальное комбо!

В следующем материале разберёмся с тем, как тема взросления получила отражение в культуре и литературе, и поймём, кто такие эти young adult. Следите за нашим путешествием во взрослую жизнь.