Найти тему
Тайные знаки

Сериал "Слово пацана" опровергает миф об СССР как о тоталитарном государстве

Сериал "Слово пацана" вызвал множество дискуссий и о нашем прошлом и о настоящем. Если отбросить эмоции, а они конечно, то вот, что удивляет больше всего. Из всех возможных источников: книг, кино, воспоминаний - складывается образ советского союза, как жесткого тоталитарного государства. Одной из характеристик тоталитаризма является то, что государство вмешивается в частную жизнь граждан, принимает за них решения, что хорошо, а что плохо. Можно вспомнить книгу "1984", где могут покарать даже не за поступки, а за неверные мысли. И образ СССР казалось был близок к тому, что описывал оруэлл. Соседи, готовые доносить друг на друга, тайные агенты, неотступно следящие за диссидентами, хитроумные схемы спецслужб. Признайте, разве у вас нет подобных образов?

А теперь давайте вернемся к сериалу и книге "Слово пацана". В 80-е годы (не в 90-ее и не во время перестройки) в республиканской столице развернулся настоящий "гарлем". Вот, что говорится в статье журнала "Огонек", опубликованной в 1986 году.

"По данным Министерства внутренних дел Татарской АССР, город поделен сегодня между шестьюдесятью тремя группировками, насчитывающими в своих рядах более полутора тысяч человек. Однако, по мнению социологов Казанского университета, эти данные далеки от истинного положения вещей. Проведенные исследования свидетельствуют, что в городе действует около ста подростковых формирований, объединяющих несколько тысяч ребят".

В той же статье написано, что группировки "начали расти как грибы после дождя" уже в начале 80-х, а первые банды появились в спокойные брежневские времена.

-2

И, как это можно совместить с тем грозным государством, которое могло прийти в каждый дом и навести свой порядок, сломать карьеру за рассказанный на кухне анекдот? Если опять же опираться на образ тоталитарного государства, то вот есть "тысяча ребят", то есть две тысячи родителей, и к каждому могли прийти и сказать "если ваш мальчик еще раз окажется замешан в драке, то вся семья отправится за 101-й километр". И для тоталитарного государства это не кажется преувеличением, мы ведь знаем историю о том, что к московской олимпиаде из столицы выгнали всех неугодных элементов. Но есть и недавний пример - два подростка неучтиво обошлись с вечным огнем, их семьи депортировали. Будь это семьи россиян, то кажется что и для них бы нашлись "дисциплинарные меры".

Версия про причастность КГБ к созданию группировок кажется несостоятельной. Тысяча боевых единиц под командованием уголовных или околоуголовных авторитетов- так себе инструмент влияния.

И напрашивается, если не вывод, то вопрос - может быть не таким уж тоталитарным государством был советский союз? А может быть даже наоборот довольно слабым? На такие же размышления наводит, например, сцена из фильма "Авария - дочь мента". В сцене, о которой идет речь, отец героини, гаишник разгоняет группу молодежи, собравшуюся возле памятника. Так, вот молодые люди не боятся мутузить милиционеров, которые вытаскивают смутьянов из завязавшейся потасовки. И ведь авторы фильма не стремились показать советское общество как очень гуманное, а наоборот, "обнажали" его ужасы.

Можно ли верить рассказам о диктатуре, там где группы подростков могут держать в страхе огромный город? Но давайте вычеркнем из этой конструкции силовиков. Нет милиционеров, которые могли бы рассажать по кпз всех зачинщиков, нет всесильного комитета, способного заполонить город своими сотрудниками. Но ведь все же было организовано и структурировано в жизни советского человека. Можно было бы приставить к каждому хулигану по пять пионеров, чтобы как в советской детской классике ходили к нему домой, делали с ним уроки, вырывали бы из бандитской среды. Ну и старшие товарищи -комсомольцы - кроме патрулирования улиц - не могли бы они организовать в каждом дворе свои альтернативные клубы? Пытались ли эти организации хоть что-то противопоставить романтике улиц? Вот например, советский фильм "Афоня", нам показывают, что хамоватого сантехника готовы воспитывать всем коллективом жэка. А подростков, проламывающих головы сверстникам, получается некому было перевоспитывать?

Но такое ощущение, что мир, возникший в "Слове пацана", это мир не то, что без жесткой руки государства, без массовых молодежных организаций, но и вовсе без взрослых. Давайте опять вернемся в наше демократичное время. Когда где-то в школе появляется ребенок без тормозов, затевающий драки, в первую очередь бить тревогу начинают родители. Пишут везде жалобы, обращаются даже в прокуратуру. Представьте сейчас ситуацию, если бы на ребенка напали с монтажками, родители бы штурмовали все инстанции, а то и сами бы вступили в конфликт. И то, что в то время родители никак не участвовали в жизни детей тоже вызывает удивление.

Кажется, что уже в 80-х тоталитаризма в его классическом виде в советском союзе уже не было. Вероятно были какие-то декоративные элементы, вроде противоборства с творческой интеллигенцией или подпольными бизнесменами, то есть громкие дела были, а системы уже нет.

Было бы интересно узнать мнение тех, кто в 70-80-е был уже взрослым человеком. Ощущали ли тоталитарную политику или никаких ограничений в вашей жизни не было?