Найти тему

Восьмёрка

Никогда не думал, что такое простейшее правило будет массово игнорироваться. Не думал, пока не посмотрел пару сотен чужих свадебных съёмок.

Начинающие и опытные, дешёвые и дорогие, неизвестные и топы (чего уж там - даже калиброванные
операторы королевской семьи!) - почти все одинаково клали болт на восьмёрку.
Эта вещь для меня входит в число неразрешимых загадок вселенной наряду с чёрными дырами, Бермудским треугольником и предсказаниями Жириновского.

Казалось бы, в чём проблема?
Честно говоря, мне даже неловко объяснять, ведь это базовая база. Она описана на третьей странице любого учебника для оператора (сразу после долгих вступлений о невыразимом творчестве профессии). Но практика показывает, что объяснять таки нужно. И не только объяснять, но и выжигать калёным железом этот пещерный непрофессионализм.

А.Г. Соколов "Монтаж, том 1"
А.Г. Соколов "Монтаж, том 1"

Итак, «восьмёрка», или «180 degree rule».
Она важна при съёмке любого действия, где есть стороны, направление взгляда или движения.

Для примера возьмём диалог двух людей. Есть ось взаимодействия, и она не должна пересекаться камерой - все кадры говорящих нужно снимать с одной стороны операторской оси. Если это правило нарушить, люди на соседних кадрах будут смотреть в одну сторону, а не друг на друга. Это сбивает зрителя с толку, и поэтому категорически неправильно.

-3

Свадебная церемония посложнее, по принцип тот же. Ось взаимодействия проходит через центр площадки, разделяя пространство на две половины. Один сторона - это арка + молодые + ведущий. Другая сторона - гости. Между ними строится диалог: ребята с ведущим смотрят на гостей, гости смотрят на ребят. Когда вы снимаете попеременно арку и гостей, камера (или камеры) должны находиться строго с одной стороны операторской оси.

-4

Будет ошибкой ставить камеры на противоположных сторонах, это немонтажно. Пока все сидят/стоят, кажется (кажется) ничего страшного. Но во время проходок косяк вылезает во всей красе: на первом кадре невеста идёт слева направо, а на следующем - уже справа налево! Для зрителя получается неразбериха с ориентацией в пространстве.

-5

Как правильно?

Если вы ставите первую камеру (общий план) на выходе с одной стороны, то вторая камера (крупные планы) должна находиться на этой же стороне. И третья камера. И четвёртая.

Кстати, это ТОП3 вопросов от фотографа на церемонии: «Почему вы (видеографы) встаёте с одной стороны, а не с разных?»



Исключение: центральные планы и очень дальние планы. Например, кадр с коптера, тем более в движении - здесь восьмёрка неважна. И план ровно посередине (в центральном проходе или сверху) клеится с любым другим, потому что не занимает ничью сторону.

-6

Именно по этой причине общий план я снимаю строго с центра: второй камере можно спокойно бегать с любой стороны, через центральный план всё будет монтироваться.

Именно по этой причине ставить общий план сбоку будет неудачной идеей - так вы закрепляете вторую камеру на этой же стороне и связываете себе руки. Ну, если не забьёте на восьмёрку, конечно )

Обратите внимание: на клятвах ось взаимодействия меняется! Вместо «арки и гостей» у нас теперь «жених и невеста», поэтому здесь правильным будет снимать с противоположных сторон арки.

-7

Восьмёрка должна быть на уровне рефлексов - как выдержка, экспозиция и фокус.
Поэтому странно наблюдать подобные детские болезни у опытных и недешёвых операторов - но это всё ещё мир, в котором мы живём.

-8

> Тема раскрывается в отличном курсе Hollywood camera work (Master, урок 1).
Считаю, его надо принудительно показывать всем видеографам, а на выходе принимать экзамен.

>> Нарушение восьмёрки входит в ТОП10 ошибок видеографа

________________

Ваш безошибочный Миша Белоь
Другие заметки