Как решать транспортную недоступность большей части района и сделать жителей «Салават Купере» ближе к городу? Разбирались, как сейчас живет один из самых крупных районов Казани.
От Петра I и Бишбалта до Сергея Миронова и «Салават Купере»
В отличие от предыдущих районов, о которых «Вечерняя Казань» писала ранее, история Кировского в качестве самостоятельной административно-территориальной единицы началась раньше. В 1925 году на базе Объединённо-Слободского райкома образовался Заречный район, который через 10 лет был переименован в честь революционера и деятеля партии большевиков Сергея Кирова. Конечно, корнями история района уходит еще глубже. Например, история Адмиралтейской слободы восходит к селу Бишбалта (что с татарского языка переводится как «пять топоров») — по мнению историков, еще до завоевания Казани поселение было центром судостроения. А в 1718 году, по указу Петра I, на части земель села Бишбалта решили построить адмиралтейство. В 1722 году император приехал в Казань и сам осмотрел стройку, на месте которой возникла Адмиралтейская слобода. Похожим образом в конце ХVIII века вокруг Казанского порохового завода появилась и Пороховая слобода. А еще на рубеже XIX — XX веков на землях Ягодной и Адмиралтейской слободы расцвела империя купца Ивана Алафузова — три десятка предприятий, куда, помимо прочего, входили кожевенный завод, льнопрядильная и ткацкая фабрики.
И сейчас одной из особенностей Кировского является большое количество посёлков: Юдино и Новое Юдино, Залесный, Займище, Куземетьево, Красная Горка, Аракчино и Новое Аракчино, Калинина, Игумново. По данным на 2021 год, в районе живет 140 тысяч человек — это четвертый показатель среди всех районов Казани. А вот по площади Кировский район занимает второе место в городе, но значительная часть приходится на лесопарковую зону.
— Кировский — это район с преимущественно старым жилым фондом. Очень часто жители жалуются нам на состояние коммунальной инфраструктуры, на низкое качество услуг. К сожалению, люди вынуждены обращаться к нам в силу того, что управляющие компании своевременно не реагируют на обращения, и чтобы решить вопросы, жители выводят свои проблемы в публичную плоскость, — рассказал корреспонденту администратор группы «Кировский & Московский районы Казани» (10,5 тысячи подписчиков) в социальной сети «ВКонтакте».
Страсти по Соборной мечети и надежды властей на беспилотники
Скоро Кировской район может пополниться объектом республиканского масштаба — Соборной мечетью, выбор места строительства которой прошел не без скандала. После бурных дискуссий власти решили построить мечеть у Адмиралтейской слободы. По проекту, религиозное сооружение будет вмещать 10 тысяч посетителей, уникальна локация и тем, что это единственное место, где Волга поворачивает на 90 градусов.
— Мечеть будет направлена на Мекку, минарет тоже будет «смотреть» туда, из-за своей видимости он может стать символом, работающим на огромном расстоянии – визитной карточкой столицы Татарстана. Все это может привести к эффекту испанского города Бильбао, когда благоустройство одного объекта превращает не самое развитое пространство в точку притяжения, — говорит один из авторов проекта Александр Цимайло.
Как сообщили корреспонденту «Вечерней Казани» в мэрии, они планируют построить новые жилые комплексы на месте вертолетного и завода «Сантехприбор». Сейчас ведется проектирование ЖК и реновации территории льнокомбината и фабрики Алафузова. А вдоль старого русла Казанки должен появиться новый парк.
— Проект Соборной мечети даст толчок развитию Адмиралтейской слободы. Повысит привлекательность микрорайона. С учетом реализации и других инфраструктурных проектов у Адмиралтейской слободы есть все шансы стать престижным местом для жизни, — считает администратор группы «Кировский & Московский районы Казани» (10,5 тысячи подписчиков) на сайте «ВКонтакте».
Также власти надеются, что новой точкой притяжения в Адмиралтейской слободе станет БПЛА-центр в здании пожарного депо на улице Мало-Московской. Там будут проходить занятия для будущих конструкторов и инженеров. В 2024 году хотят завершить модернизацию старейшего лагеря города — «Молодой гвардии». Летом в нем смогут отдыхать больше 1100 детей.
Наступающий год должен стать завершающим в масштабной реконструкции Горьковского шоссе. Трасса протяженностью 11 километров будет без светофоров, а ее пропускная способность увеличится почти в два раза – до 11 тысяч единиц транспорта в час. Кроме того, казанские власти планируют в 2024 году отремонтировать дороги на улицах Адмиралтейской, Аксакова, Нурихана Фаттаха, Варшавской, Болотникова, Фрунзе, Краснококшайской, Баруди, Гаванском переулке и на второй части дублера Горьковского шоссе.
Урбанист Дмитрий Сагдеев считает, что с точки зрения транспортной доступности основная часть Кировского района намного лучше восточных частей города, все дороги в которые намертво стоят каждые утро и вечер. Другой вопрос, что часть района отделена лесопарком. Полноценную сетку дорог туда построить физически невозможно, поэтому для связи с основной частью поселку Залесный нужен скоростной общественный транспорт высокой провозной способности. В Юдино он уже есть, немало людей едут оттуда в центр на электричках. Здесь нужно лишь доработать существующую линию, добавив третий путь для уменьшения интервала движения. В утверждённых планах третий путь от Юдино до станций Казань-1 и Казань-2 есть.
Многострадальный «Салават Купере»
Больной точкой района является жилой массив «Салават Купере», основанный в 2014 году. С момента возникновения там жалуются на плохую транспортную доступность (фраза «я еду на работу из«Салават Купере» давно вызывает у казанцев сочувствие) и недостаток объектов социальной инфраструктуры. К имеющимся бедам добавились и удушающие запахи, которые накрыли жилой массив несколько лет назад, среди подозреваемых — едва ли не половина крупных казанских предприятий.
Как полагает собеседник «Вечерней Казани» из администрации группы о Кировском районе во «ВКонтакте», решить проблему транспортной доступности «Салавата» можно запуском трамвайной сети в этот район. Преимущества данного шага очевидны — экономичный и экологичный транспорт, который позволяет добраться до центра города без пробок.
— Жители регулярно жалуются на удушающий запах, зачастую он возникает в самое «удачное время» — в выходные дни, ночью. Это снижает качество жизни. Совсем недавно мэр Казани Ильсур Метшин привел в пример своего преподавателя английского, который многоразово использует пакеты. В этом я его полностью поддерживаю, пример — замечательный. Однако важно знать психологию людей, проживающих в местах, где регулярно выпускают вредные вещества в атмосферу. Они вряд ли будут всерьез воспринимать слова с такими призывами, включая сортировку мусора, — полагает спикер.
С данным предложением согласен и урбанист Сагдеев. По его мнению, вопрос транспортной инфраструктуры в жилмассиве изначально не был продуман, поэтому проблему сейчас можно решать лишь радикальными методами.
— С «Салават Купере» всё намного сложнее, ибо изначально об этом (транспортной доступности. — «ВК») не подумали, и в любом случае там придётся «резать по живому». К предложению построить туда железнодорожную линию я отношусь с очень большим скепсисом, ибо встроить уже в строящийся район новую железнодорожную линию, не разрезав его пополам, с транспортной точки зрения ой как непросто. Более вменяемой альтернативой кажутся два варианта: скоростная автобусная или трамвайная линия, отделённая от основного потока, — комментирует урбанист «Вечерней Казани» способы сократить путь жителей «Салават Купере» до основной части города.
В микрорайоне сейчас работают четыре школы, также строится новая поликлиника — она вместит в себя взрослое и детское отделения, круглосуточный травмпункт, подстанцию скорой помощи и женскую консультацию. Также власти анонсируют появление в 2024 году в «Салават Купере» новой точки культурного развития, городской библиотеки. Вопрос о финансировании ее строительства обещают решить в скором времени.
Сейчас в «Салават Купере» функционируют семь детсадов, также местная администрация, «зная о большой востребованности мест в подобные учреждения», планирует открыть на первом этаже жилого дома по улице Арсланова филиал детского сада № 134 для ясельных групп.
Автор: Рамиль Акберов
Фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»