Найти в Дзене
Дмитрий Карташев

«Вонка». Самый «красный» фильм 2023 года. Обзор

Отголоски любой забастовки — это зачаток новых волнений. Недовольства сценаристов Голливуда в 2023 вылились в частичное улучшение условий труда. Читай между строк: утихло до новой забастовки. Протестующие не добились кардинальных изменений, а запрет использования искусственного интеллекта при написании сценариев и вовсе выглядит наивно.
Куда спускать гнев от нерешенных вопросов? Конечно, в творчество, в работу. В каких-то случаях думы о несправедливости отражаются в картинах сами собой, без «злого умысла». «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе — яркий тому пример. Но в новом фильме Пола Кинга показ несправедливости сказочного мира уж очень сильно обращает на себя внимание, чтобы поверить в случай. «Вонка» (2023) на поверхности — детский музыкальный фильм про становление великого кондитерского магната. Молодой и наивный Вилли Вонка (Тимоти Шаламе) приезжает в с виду благополучный город, чтобы открыть свой первый кондитерский магазин. Беда в том, что место уже занято, в городе оруду

Отголоски любой забастовки — это зачаток новых волнений. Недовольства сценаристов Голливуда в 2023 вылились в частичное улучшение условий труда. Читай между строк: утихло до новой забастовки. Протестующие не добились кардинальных изменений, а запрет использования искусственного интеллекта при написании сценариев и вовсе выглядит наивно.

Куда спускать гнев от нерешенных вопросов? Конечно, в творчество, в работу. В каких-то случаях думы о несправедливости отражаются в картинах сами собой, без «злого умысла».
«Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе — яркий тому пример. Но в новом фильме Пола Кинга показ несправедливости сказочного мира уж очень сильно обращает на себя внимание, чтобы поверить в случай.

«Вонка» (2023) на поверхности — детский музыкальный фильм про становление великого кондитерского магната. Молодой и наивный Вилли Вонка (Тимоти Шаламе) приезжает в с виду благополучный город, чтобы открыть свой первый кондитерский магазин. Беда в том, что место уже занято, в городе орудует шоколадный картель, который подкупил все городские службы, благо большинство чинуш — сладкоежки. Усугубляет ситуацию и детская наивность гл. героя. Из-за неё герой теряет стартовые позиции и вынужден начинать даже не с нуля, а с отрицательных значений.

С точки зрения интереса массового зрителя — картина получилась слишком наивной, детской. Сейчас для успеха нужно обязательно угождать и «взрослым» детям — миллениалам. Это прекрасно знают и реализуют Марвелл и Райан Рейнольдс. Именно поэтому фильм «Вонка» не взыскал всеобщих оваций, останется крепким середняком.

-2

А теперь к тому, почему всё же стоит обратить внимание на картину. Почти до самого конца фильма красной линией проходит тема несправедливости и пренебрежения к бедным жителям города. Вилли Вонка в погоне за своей мечтой не забывает помогать своим друзьям, у которых таланта намного меньше, — их можно назвать хорошими людьми, но хороший человек, как известно, не профессия.

По вводным данным нам, о ужас, показывают борьбу классов. Есть сращенный с властью капитал — шоколадный картель. За счёт этого к кормушке не подпускают талантливых новаторов. Есть обычные работяги: вынуждены работать от зарплаты до зарплаты. А в фильме ярко показывают и кредитную кабалу, которая очень уж походит на рабство. Не случайно насильное удержание людей на работе объясняется юридически верной бумажкой. Если не по закону — рабство, если по закону — сам виноват, нужно было читать договор.

-3

Сцена, ради которой Пол Кинг и снимал кино — шоколадный фонтан, когда бесчисленные богатства шококартеля БЕСПЛАТНО раздаются жителям города. Именно в этой сцене герои испытывают наивысшее ощущение справедливости и счастья. Если бы этой сценой закончился фильм — я бы поверил во всё хорошее. Но нет, Голливудом по-прежнему владеют «шококартели», поэтому ловите другую концовку.

Да, её можно оправдать, ведь фильм про Вонку. А какой Вонка без магазина шоколада? Но вот загвоздка: в первый день работы магазина герой Тимати Шаламе поступает со своими друзьями схоже с предыдущим узурпатором, а именно: сажает на велосипеды, которые необходимо крутить, чтобы происходила «магия». Получается, герой просто занимает место на вершине шококартеля. Есть «ключевая» разница: морковка спереди, а не сзади.

-4

Как относиться к концовке? Как к очередной реализации глупой идеи: «вот будет во главе хороший человек и всё наладится»? Или Пол Кинг вложил в концовку поистине новаторскую для современного кино идею: если ты чист душой, но безграмотный (а герой Шаламе буквально безграмотный) и незнающий основ, — у тебя нет шансов на реализацию наивной мечты, максимум ты «спасёшь» себя, но ситуацию вокруг — нет.

Если режиссёр переиграл Голливуд этой концовкой — то Пол Кинг делается для меня фаворитом. Буду следить за его дальнейшей карьерой. Если же это продюсеры «задушили» своим влиянием, — всё равно «Вонка» остаётся приятной ожидаемой неожиданностью. Всем неравнодушным советую посмотреть картину вместе с детьми в кино.

Благодарю за внимание!

***

Специально для Киноклуба «Диалог».

Остальные рецензии.

Кадры взяты с просторов сети.