В 1857 году в древнеегипетском некрополе Дра Абу эль-Нага был обнаружен грубо раскрашенный деревянный гроб, в котором находилась мумия и несколько погребальных предметов. По приказу наместника Египта, археолог Огюст Мариет отправил все эти предметы во Францию в качестве дипломатического дара принцу Наполеону Жозефу Шарлю Полю Бонапрту. Все... кроме самого гроба, который остался в Египте. Тогда он не знал, что подарил Наполеону погребальный инвентарь египетского царя, сражавшегося против гиксосов.
В 1857 году, за пару лет до открытия гробницы царицы Аххотеп (Яххотеп) с ее впечатляющим сокровищем из золотых украшений и оружия, французский археолог Огюст Мариет, по просьбе египетского вице-короля Саид-паши, приехал в Египет.
Основным местом работы Мариет был парижский Лувр. С 1854 года он занимал там должность хранителя египетских древностей. Однако, душа археолога жаждала открытий, а тихая и бюрократическая жизнь наводила тоску на искателя приключений. Поэтому, получив приглашение Саид-паши, Огюст Марриет устремился в Египет.
Путешествие Плон-Плона
Возможность очутиться на раскопках в Египте Огюсту Мариету предложил его друг Фердинанд де Лессепс, дипломат и предприниматель, организатор и руководитель строительства Суэцкого канала.
Параллельно, де Лессепс и вице-король Египта пригласили в страну принца Наполеона Жозефа - племянника Наполеона Бонапарта и двоюродного брата императора Франции Наполеона III. Близкие принцу люди называли его Плон-Плон. Как любой дипломатический визит, приезд в страну принца Плон-Плона вызвал большой резонанс в Египте, а подготовка к встрече важного гостя началась задолго до его приезда.
На самом деле, хитроумный план организаторов раскопок заключался в том, что принцу Плон-Плону будет предоставлена привилегия случайно «обнаружить» во время своего визита какой-нибудь ценный археологический объект. Для этого, Саид-паша отдал приказ, чтобы по ходу движения французского принца древности «прорастали» как грибы.
Именно для этого вице-королю и понадобился Огюст Мариет. Его роль сводилась к тому, чтобы он, до прибытия принца, исследовал побережье Нила и «перезахоранивал» обнаруженные древности по ходу следования высокородного гостя.
Сказано - сделано. Мариет послал своих людей проводить работы одновременно в нескольких местах, где, по мнению археолога, вероятность обнаружения артефактов была наиболее высока. Среди прочих, раскопки велись в Эль-Гизе, Саккаре, Абидосе и Элефантине.
Именно в ходе подготовительных работ к приезду принца Жозефа Бонапарта, в некрополе Дра Абу эль-Нага, было сделано ценнейшее открытие, которому вначале не придали ни малейшего значения. Что за невидаль для Египта? Простой и грубо раскрашенный деревянный гроб с мумией внутри.
Гроб одиноко покоился на дне вырытой археологами ямы. Никаких помпезных статуй или иной погребальной утвари. Люди Огюста Мариеты открыли гроб, и при контакте с воздухом, мумия у всех на глазах мгновенно превратилась в пепел. Среди остатков льняных бинтов и костей удалось обнаружить несколько ничем не примечательных предметов: бронзовый с золотом кинжал лежал там, где некогда покоилась левая рука покойного, два крохотных амулета в форме львов на протяжении тысячелетий мирно дремали на груди усопшего.
Кроме того была обнаружена коробочка в форме картуша (овальная рамка с горизонтальной или вертикальной линией вокруг имени фараона), где Археологи прочли имя Амос. Помимо этого в гробу было обнаружено бронзовое зеркало, скарабей и еще несколько амулетов.
Дорогой дипломатический подарок
Рассмотрев, правда не слишком внимательно, находки, Огюст Мариет решил, что они прекрасно дополнят «открытия», которые предстоит сделать принцу Плон-Плону во время своего путешествия по Египту. Но тут... Какое разочарование! Поездка принца Бонапарта Жозефа внезапно была отменена.
Несмотря на это, власти Египта приняли решение отправить принцу немного древностей в качестве дипломатического подарка. Мариет лично отбирал предметы, которые вошли в состав сего скромного дара. Среди прочих там оказались и обнаруженные в Дра-Абу-эль-Наге погребальные предметы из деревянного саркофага. Сам же саркофаг, из-за своего непривлекательного вида оказался на долго забытым в хранилищах музея в Булаке - прародителя нынешнего Египетского музея в Каире.
Пятьдесят лет спустя, в 1907 году, реставратор Жорж Даресси, в ходе реставрационных работ, с огромным трудом сумел прочитать имя владельца саркофага - Камос. Удивлению археолога не было предела. Перед ним, всеми покинутый и забытый, находился саркофаг фараона Древнего Египта из XVII (Фиванской) династии, который правил страной в 1554 - 1549 годах до нашей эры.
Именно этот фараон вел войну за изгнание гиксосских захватчиков с севера. Он сменил великого Секененра Таа II, погибшего в жестокой битве, и именно ему наследовал Яхмос I, который и завершил начатое Камосом дело - победил и окончательно изгнал гиксосов из Египта.
Огюст Мариетт по незнанию отдал Наполеону Жозефу погребальный инвентарь одного из самых знаменитых царей Египта!
По типу украшения, обнаруженного в саркофаге и коробочке в форме картуша, французский археолог решил, что покойником был простой человек, живший во времена 11 династии (2125-2055 гг. до н. э.) и носивший весьма распространенное в те времена имя - Амосис. Не понял француз, что на самом деле то было имя Яхмос - имя преемника Камоса!
Наверное Огюста Мариета смутила простота и грубость изготовления саркофага, который казался неподходящим для одного из величайших правителей.
Даресси же удалось прочесть голое имя, вокруг которого не было схематического изображения завязанной веревки, окружающей имя монарха (собственно, картуша).
А может быть это был не оригинальный саркофаг Камоса?
Раскопан и перезахоронен
Согласно папирусу, хранящемуся в Британском музее и написанному через 400 лет после смерти Камоса, на момент его написания гробница царя была цела, а его мумия находилась в хорошем состоянии.
Однако, во времена правления Рамзеса IX, прах Камоса он был извлечен из гробницы и просто закопан фиванскими жрецами в яме, под грудой мусора и обломков. Столь странное решение было принято с целью защитить прах Камоса от непрерывных грабежей, опустошавших в тот период царский некрополь.
Но, вернемся к Огюсту Мариету. В 1858 году французский археолог, за свой вклад в изучение Египта был назначен начальником Департамента Египетских древностей. Вице-король Саид-паша наделил его огромными полномочиями, о чем свидетельствует сохранившееся письмо, которое египетский правитель отправил ему:
«Наделяю вас всеми необходимыми полномочиями для обеспечения сохранности реликвий Древнего Египта. Уполномочиваю вас сообщить губернаторам всех провинций, что посетителям запрещено прикасаться даже к камню. Вы в праве отправить в тюрьму любого, кто лишь подумает войти в храм».
Мариет так и не узнал о своей «ошибке» при идентификации саркофага и погребального инвентаря царя Камоса.
С другой стороны, именно под его руководством по всему Египту было сделано немало великих открытий. Из-за того, что Мариет получил от египетских властей монополию на археологические исследования в стране, враги называли его «вихрем, который собирается уничтожить Египет». К счастью, они ошиблись.
Огюст Мариет стал основателем и первым руководителем Египетского музея в Каире.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии. Делитесь с друзьями. Помните, я пишу только для Вас.