Предприниматель из Ростова-на-Дону запустил маркетплейс сельхоззапчастей, который связывает аграриев, поставщиков и производителей со всей страны. Долгое время проект не приносил основателю прибыли в связи с консервативностью рынка, но на волне зарубежных санкций, импортозамещения и тренда на покупки онлайн в 2023 году стал расти и вышел в плюс. Рассказываем, как команда проекта собрала на сайте 300 тысяч запчастей от гайки до двигателя.
Основатель маркетплейса Scanros.com Александр Погорелов на рынке сельхозтехники не новичок. Больше 10 лет он руководит группой компаний «АМР», которая занимается поставками сельхозтехники и запчастей. Пять лет назад, вдохновившись примером Wildberries и Ozon, Александр решил создать их аналог на агрорынке — маркетплейс сельхозтехники:— Мой основной бизнес — продажа запасных частей и обслуживание сельхозтехники. У нас сеть из 15 филиалов по стране. В офлайн-рынке производители ограничивают продавцов в территориях развития: в этом регионе ты можешь продавать, а в этом нет. Есть дистрибьюторские и дилерские соглашения. Каждый город, область или округ нужно «покупать». Мне это не нравится. Я предприниматель и люблю свободу. Подумал, почему бы не создать онлайн-площадку, где нет ограничений, можно продавать товары любого производителя, на любой территории и в любом объеме.
Взяв в партнеры IT-специалиста, Александр начал разрабатывать онлайн-платформу для маркетплейса. По словам основателя, на первых порах, они совершили миллиард ошибок. Самая главная из них — попытка сходу сделать супербольшую сложную платформу:
— Мы потратили десятки миллионов рублей: сразу пытались создать мощный сайт, а надо было сделать что-то маленькое, на маленьком тестировать гипотезы, успешные внедрять и постепенно нагружать сайт. Нам хотелось быстро создать что-то большое, гениальное, крутое, масштабное. Такой продукт был на смежных рынках, мы думали, что и у нас получится.
Рынок сельхозтехники оказался другим, не привыкшим к онлайн-покупкам, с достаточно консервативной аудиторией поставщиков и сельхозпроизводителей и невысокой цифровизацией.
— Многие управленцы в агробизнесе работают на старых связях, привыкли скрывать, где и что купили, ни с кем не делиться информацией. Мы со своим продуктом рано оказались на этом рынке, опередили время, но останавливаться и бросать не стали, слишком много сил и денег было вложено в проект.
Проект развивался больше четырех лет, количество клиентов и обороты росли, но заказы были единичными. Работа айтишников стоит дорого, Александр вкладывал миллионы в зарплату, чтобы получить отдачу в виде заказа на 10 тысяч рублей. На пятый год существования проекта гипотезы и идеи по развитию стали иссякать. Было принято решение привлечь в проект опытного партнера. Александр передал управление Scanros.com одному из профессионалов внутри группы компаний Павлу Яценко. Он решил разобрать проект на кирпичики и собрать его заново. Проанализировал показатели трафика на сайте, процесс обработки и выдачи заказов, запросы аудитории и особенности работы с поставщиками.