Движение по реальному и цифровому городу чем-то напоминает игру в жмурки. Кто помнит эти ощущения из детства? Когда ты идешь с закрытыми глазами, и реагируешь на каждый звук, каждый шорох. И мозг автоматически дает команду действовать, то есть двигаться в эту сторону.
Теперь представьте подростка, в сознании которого мелькают сотни таких стимулов. Зазвонил телефон, пришло уведомление или очередное сообщение в чат, тут же включен телевизор или видеохостинг. Друзья зовут играть по сети, кто-то тащит гулять, кто-то позвал на день рождения, и ты уже представляешь, как классно проведешь время.
Современные дети взрослеют в окружении тысяч разных стимулов, а благодаря интернету их кратно больше, чем у всех предыдущих поколений.
Если вернуться к сегментам условной пиццы, то их можно разделить на то, что хочется, и то, что надо.
С одной стороны - развлекаться, тусоваться, играть, лениться, то есть получать удовольствие от жизни, как назовут это сами тинейджеры. С другой – надо совершать усилия, надо учиться, надо развиваться, надо взрослеть в конце концов.
Сейчас у молодежи достаточно популярна позиция – «ищу себя». Так, мальчик или девочка, подходят к тридцатилетию, а все еще не могут определиться, кто они и чего хотят от жизни. Они могут учиться, но в глубине души понимают, что по специальности желания работать у них, по сути, нет.
Сознание у такой личности застряло на подростковом этапе. Когда, в принципе, еще можно сомневаться, искать свои сильные стороны, перебирать хобби, учиться самостоятельно ориентироваться в пространстве и нарабатывать свои собственные привычки.
Стандартная история, это бесконечные попытки заставить учиться, заставить интересоваться чем-то помимо игр и развлечений, заставить хоть что-то делать. А дети ни в какую, упираются, сопротивляются, всеми силами отстаивают свои права делать то, что они хотят.
В этой точке обычно и тлеют многолетние конфликты, которые присутствуют в той или иной степени в любой семье. Обсудим решение.
Для этого нужно, в первую очередь, задать себе следующие вопросы, и найти собственное решение, которое возможно, будет очень индивидуальным в рамках вашей воспитательной системы, культуры и этнических традиций.
Как я могу научить сына (дочь) брать контроль над ситуацией?
Как учить переходить в зону «надо»?
Как развивать способность делать это по собственной поле, а не под страхом ударов ремнем, других наказаний, вероятных бонусов, и других стимулирующих мер в стиле кнута и пряника?
Авторитарно заставлять и контролировать жизнь своего подростка – это попытка силой затаскивать в зону «Надо». Работает ровно до тех пор, пока не произойдет психологическое отделение.
Теперь представьте ситуацию, в которой, когда-то и вы сами находились. Шумная бурная молодежная вечеринка, с большим количеством алкоголя и, возможно, других средств, стимулирующих выброс дофамина. Кто-то из детей потусуется и пойдет спать, потому что завтра в школу, на экзамен, готовится к поступлению.
А кто-то даже думать об этом не будет, потому что «ему не надо», а надо родителям. В его сознании важности предстоящих дел вообще нет, все и так хорошо. И можно отрываться по полной программе, а о проблемах такая личность подумает завтра, ну, родители подумают, потому что так всегда было и будет. Если воспитательную систему не изменить.
Или, наоборот, все на столько по всем фронтам плохо, школа давит, родители делают тоже самое, но с двойной силой, что главным мотивом поведения является потребность ухода от реальности. Такое часто бывает в неблагополучных семьях, или тех, кто тщательно держит фасад псевдоблагополучия.
Результат один – такой подросток просто не знает, что такое «волевое поведение». И никто спокойно ничего не объясняет.
А на самом деле все с одной стороны просто, но с другой даже многие взрослые часто не способны управлять своим вниманием, и не имеют навыков целенаправленных системных действий. Вся жизнь – это реакция, часто болезненная, ни о какой проактивности речи нет.
Развитие волевого поведения – это ежедневная практика переключения, способность направить произвольное внимание на текущие задачи и цели.
Почему этого не происходит?
Потому что подросток просто не осознает: «А нафига ему это надо?» Плюс, со временем, даже понимая, что пора, трудно стравляться с собственной ленью, потому что играть легче, чем трудиться.
Обычно на первом курсе есть студенты, которых родители буквально притащили за руку, оплатили обучение, короче заставили.
Что дальше происходит, кто наблюдал подобное? Эти «студенты» вылетают после первой сессии, потому что в их картине мира другие, более привлекательные стимулы, которые занимают все их внутреннее пространство, а учеба – это лишний элемент, отброшенный на периферию собственного сознания. Потому что «надо» больше родителям, чем самой личности. Проще говоря, выучится на эту специальность, или хотя бы просто получить диплом, - этой цели у человека нет.
Выбить желаемое поведение силой это неэффективная стратегия для современного поколения. Сейчас дети всесторонние, активно познающие и мыслящие, они обладают достаточно развитой идентичностью, и, в целом, знают, что хотят. Если по какой-то причине не происходит фрустрации в одной из сфер.
Вернемся к образу игры в жмурки. Подросток рефлекторно бросается то в одну сторону, то в другую. А родитель, часто в приказном стиле, буквально за шиворот тянет к чему-то еще. В общем, бардак. Разруха в головах, которую ученые называют энтропией. То есть состояние беспорядка, случайности, неопределенности.
Такой человек не научился формировать события своей жизни, потому что часто главная цель – сделать так, чтобы «насолить» отцу или матери, сделать просто наоборот, чтобы они побесились еще больше. Внимание нужно направлять на то, что получается в реальном мире. А тут все по-другому, потому что одни требуют соответствия, то есть делать то, что приказано, двигаться по их траектории. А подросток всеми силами просто пытается вырваться, то есть делать так, как он хочет.
Переживаемые чувства, индивидуальный опыт, различные образы, память – все собирается в префронтальных отделах головного мозга. Именно тут происходит развитие направленности личности, формирование намерений и программ поведения.
Мы уже детально обсудили функцию планирования. Так можно помочь развивать кору. Когда ты вместе с родителем обсуждаешь стратегию, а потом идешь и сам ее реализуешь. Так развивается воля, целенаправленность.
Стимулируйте с детства способность принимать решения и действовать самостоятельно, не потому что взрослый требует, а исходя из собственной способности оценить ситуацию и сделать выбор. Например, посмотреть на температуру в смартфоне, и решить, как одеться по погоде.
Не требовать и приказывать, а вместе анализировать. Когда ты снимаешь с глаз повязку, способен оценить тысячи стимулов, которые буквально дробят твое внимание, растаскивают его по непонятным развлечениям, тянут в сообщества и субкультуры.
Подкрепляйте любые успехи, так происходит миелинизация. Уже в 3,5-4 года ребенок берет под контроль свое поведение, у него даже появляются какие-то планы. В 7-8 лет происходит скачок. Не зря это время начала обучения. Потому что мозг способен оценить к какому результату могут привести конкретные действия.
А вот после двенадцати лет происходит очередной скачок – когда тинейджер не просто способен думать о том, что он будет делать и какие результаты при этом получать. А о том, как он хочет строить свою жизнь в принципе.
Понятно, что если юноша или девушка не понимает зачем учиться, то бесполезно тащить за руку и приказывать, по сути, уже взрослому человеку?
Надо садиться, объяснять, договариваться, искать общее решение, конструировать образ будущего. Причем, начинать в 8-9-12 лет.
Волевой ресурс – развивается через постоянную практику, как и любая мышца. В разговорах достаточно показывать ситуацию, анализировать выбор, который был сделан. Ставить вопрос – а ведет ли этот выбор к дальнейшим целям?
Тебя окружает реально много стимулов, но ты можешь с ними справиться, можешь переключить внимание на домашнюю работу, сконцентрироваться на ней, можешь, можешь поставить цель и делать что-то для ее достижения. Вот это подкрепляйте, хвалите за усилия. И всегда планируйте зону ближайшего развития. Молодец! А вот этому еще нужно учиться, согласен//а? Но через взаимопонимание, где-то юмор, договоренность, а не требования. Так эффективней.
Развивать способность переключаться в зону «Надо» поможет понимание собственных мотивов, а еще умение преодолевать сложности. Трудности дают качественный скачок в развитии. Мы часто стараемся оградить от них своих детей, и получается, что там, где человек способен и должен за себя решать, он делать этого просто не умеет. Его лобные доли не достаточно развиты справляться с более серьезными задачами.
Продолжение тут