После окончания Второй мировой войны и выступления премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля в марте 1946 года о начале Холодной войны, организация украинских националистов (ОУН) и другие антисоветские освободительные организации в Восточной Европе привлекли внимание британских и американских спецслужб. ОУН были особенно рады контактам с западными спецслужбами. Они надеялись на раскол антигитлеровской коалиции, а также на незамедлительную войну между Соединенными Штатами и Великобританией, с одной стороны, и Советским Союзом, с другой, в надежде, что третья мировая война приведет к свободе и независимости Украины.
К 1947 году около 250 000 украинцев оказались в лагерях для военнопленных в западных зонах оккупации Германии, Австрии и Италии. Многие из них были членами или сторонниками ОУН. С начала 1947 года боевики Украинской Повстанческой Армии (УПА) начали проникать в зоны, оккупированные американскими войсками, через Чехословакию. Лагери для переселенцев стали местом распространения идеологии украинских националистов, и Степан Бандера стал руководить усилиями по установлению контроля над украинскими эмигрантскими группами.
Одной из секретных операций Центрального разведывательного управления (ЦРУ), проведенных в сотрудничестве со спецслужбами Великобритании, Италии и Германии, была операция «Аэродинамика». Целью операции было финансирование и обучение боевиков УПА, предоставление учебных баз и инструкторов, а затем высадка повстанцев на советской территории с целью сбора различной разведывательной информации на территории СССР, такой как данные о военных и промышленных объектах, расположении советских военных частей, аэродромов, партийных и административных зданий, железнодорожных станций и т. д., а также вербовать новых членов для ОУН.
Однако операция в целом провалилась. Большинство десантников были убиты или попали в плен, некоторые были завербованы советскими спецслужбами и стали источником дезинформации для западной разведки. Например, после захвата группы десантников ОУН в июне 1951 года, в последующие недели и месяцы они "встречались" еще с девятью группами ОУН и захватили в плен 18 человек, уничтожили 26. В то же время пятеро из пленников выразили готовность сотрудничать с МГБ СССР. Некоторое время радисты, возглавляемые Мироном Матвейко, начали передавать на Запад радиограммы с дезинформацией.
В январе 2017 года ЦРУ раскрыло множество материалов о своих отношениях с украинскими националистами. Связь американских разведчиков с руководством ОУН была установлена сразу после войны, во второй половине 1940-х годов, и была разорвана только в начале 90-х годов с распадом Советского Союза. Одним из самых ранних документов является отчет от апреля 1947 года о террористических актах, совершенных на территории Украины. В нем упоминается взрыв электростанции во Львове и гидроэлектростанции в Корсунь-Шевченковском районе. Сообщалось о большом числе гражданских жертв.
Рейнхард Гелен, бывший начальник 12-го отдела Генштаба «Иностранные армии Востока» Нацисткой Германии, в ведении Гелена находилась оперативная разведка на советско-германском фронте, которая занималась армейской разведкой в отношении Красной Армии. Сразу после капитуляции Германии, Гелен бежал в американскую зону оккупации и контактировал с американскими спецслужбами, предлагая создать организацию из бывших нацистов, которая бы противодействовала "агрессивным устремлениям СССР в Европе". Он получил финансирование от США и основал новую разведывательную службу под названием "Организация Гелена".
Результат деятельности "Организации Гелена" не заставил себя долго ждать. Во второй половине 1940-х годов украинское подполье понесло значительные потери, которые было сложно восстановить. С начала 1950-х годов сражались лишь глубоко укоренившиеся боевики ОУН, применявшие набеговую тактику. Во время передвижений партизаны заменяли свою личность на местных крестьян, при этом у них всегда были при себе различные инструменты - топоры, пилы или удочки. Они старались затереть свои следы, используя керосин, табак или перец, перемещаться по дну рек или выходить на дороги с интенсивным движением, чтобы обмануть погоню, которая использовала собак для поиска.
Хотя активность подполья снизилась, время от времени боевики все же проводили операции. Например, 10 июля 1951 года в Надворной была организована демонстрационная акция. В это время партизаны ворвались в местную больницу, убили двух охранников МГБ и похитили раненую активистку ОУН.
В марте 1950 года главнокомандующий УПА Роман Шухевич был убит. В 1952 году две партизанские группы ОУН в Киевской области и три в Винницкой области были уничтожены КГБ. Советскими органами государственной безопасности удалось создать фиктивное руководство ОУН в Киевской и Винницкой областях и использовать его против членов подполья.
На 17 марта 1955 года на западе Украинской ССР оставалось всего одиннадцать небольших групп УПА, в которых насчитывалось 32 члена, 17 подпольщиков-одиночек и 50 нелегалов. Хотя эти повстанцы больше не могли адекватно противостоять репрессиям советского правительства, в 1955-1956 годах они совершили 35 акций, включая 10 убийств и 15 покушений на убийства.
В июле 1955 года последнее ополчение ОУН в Житомирской области было уничтожено после 10-часового боя в селе Сушках, где состояло из двух подпольщиков. Последняя активная группа ОУН, состоящая из трех человек, была физически уничтожена КГБ в апреле 1960 года в Тернопольской области.
570 826 лиц, сотрудничавших с УПА было депортировано с территорию Западной Украины.
Степан Бандера был убит в октябре 1959 года в Мюнхене киллером из КГБ по приказу Никиты Хрущева.
Наивно полагать, что после разгрома вооруженных ячеек украинских националистов и их руководства, в условиях противостояния с СССР, США и их союзники в первую очередь Великобритания, откажутся от дальнейшего развития и поддержания подконтрольной националистической агентуры и идеологии на Украине.
С начала 1950-х годов, после указа Н.С. Хрущева о реабилитации лиц, сотрудничавших с фашистами, началась целенаправленная инфильтрация бывших членов ОУН/УПА членов их семей в органы власти Украинской ССР. К концу 1960-х годов их проникновение достигло 30-40% в административных органах западных областей и они активно действовали по всей республике, включая Киев.
Они работали над развитием украинского национализма, поддерживали диссидентов, католиков, униатов. Западные спецслужбы оказывали им помощь. К 1980-м годам была готова основа для выхода из СССР, так как националисты и часть партийного аппарата фактически слились в один анти-русский и анти-советский субъект.
Хоть бандеровские группы были пронизаны сотрудниками украинского КГБ. Но сейчас неясно, кто на кого больше влиял. После распада СССР националисты заняли лидирующие позиции, а многие бывшие коммунисты стали националистами.
Всеукраинский референдум, прошедший 1 декабря 1991 года, назначенный постановлением Верховного Совета Украинской ССР от 11 октября 1991 года продемонстрировал следующие результаты: 84% взрослого населения Украины приняли участие в референдуме, и более 92% проголосовали за независимость Украины.
История уже независимой Украины не случайно строится на противостоянии с Россией. Украинский национализм в XX-XI веке рос и развивался, и направлялся США и Великобританией, подхватившей это оружие у нацистов в войне против России, сменив, тактику вооруженной борьбы на тактику инфильтрации и изменения изнутри партийных и государственных структур украинские националисты по приказу своих хозяев после объявления независимости закономерно вернулись к более масштабной вооруженной борьбе с Россией.