Анонсированную недавно в серии "Наши поезда" от издательства MODIMIO модель магистрального тепловоза 2ТЭ116 многие уже окрестили если не самой ожидаемой, то уж точно одно из самых ожидаемых новинок 2024 года.
В этой модели совпало очень многое: известный прототип, двухсекционный тепловоз, машина родом из позднего СССР, находящаяся в эксплуатации и в наши дни, характерный запоминающийся облик, широкие возможности для обмоторки модели.
По последнему из озвученных параметров модель представляется на данный момент наиболее дружелюбной для той категории моделистов, которые захотят сделать себе ходовую модель из журналки. Из всех выпущенных и заявленных ранее в серии моделей нет ни одной, которая бы могла быть также легко обмоторена, как модель 2ТЭ116. О том, какие компоненты и запчасти нам потребуются и пригодится в будущем, когда мы получим эту модель и захотим поставить её на ход, расскажем в этой статье.
Ходовый тележки
Первое, с чем приходится сталкиваться при обмоторке моделей - наличие модельных ходовых редукторных тележек с подходящим межосевым расстоянием. Если такие есть - это прекрасно. Если таких нет, то нужно искать варианты: заказывать у мелкосерийных производителей и ждать месяцами, или подбирать подходящих доноров, а если подходящих нет, подбирать неподходящих и допиливать их тележки под нужные размеры; разрабатывать и распечатывать на 3D тележки и редукторы самостоятельно; или вовсе забить на все и поставить тележки от другой модели, закрыв глаза на то, что оси колесных пар не совпадают с буксами у модели (не смейтесь - таких вариантов доработки модели с постановкой их на ход в сети полно!).
И вот здесь в случае с моделью тепловоза 2ТЭ116 нам очень повезло, потому что на Алиэкспрессе уже много лет продаются промышленно выпущенные крупной серией, фабричные модельные редукторные тележки с подходящим для нас межосевым расстоянием - 1850 мм между осями. Такие тележки подходят для большого количества отечественных локомотивов, начиная с ДМ62 и 2М62У, и заканчивая различными модификациями 2ТЭ10В/М/У или нашим будущим 2ТЭ116.
Установка данных редукторных тележек не представляет особой сложности. На примере статьи про обмоторивание модели ДМ62, собранной из набора для самостоятельной сборки, это наглядно видно:
К минусам данных тележек (кроме очевидного брака со стаканами) можно отнести периодически встречающийся брак с червячной передачей (размеры латунного червяка гуляют и иногда требуется вставлять дополнительную шайбу на ось его крепления), а также цену. Если 11.11.2023 на распродаже пару тележек можно было приобрести за примерно 2 500 руб, то к новому году цена перешагнула отметку в 4 000 руб.
Приобрести ходовые редукторные Тележки для моделей 1:87 на AliExpress
Двигатель
Проблем с приобретением двигателей для моделей нет, но нужно понимать, что для двигателей к моделям железнодорожного подвижного состава есть ряд требований, не соблюдение которых может привести к нежелательным последствиям. При классической компоновке модели двигатель должен иметь вал с обеих сторон; желательно (но не обязательно), чтобы на валу был маховик (для аналогового управления - предпочтительно, для цифрового - не принципиально); желательно, чтобы двигатель был пятиполюсный (семиполюсный - отлично, трехполюсный - можно, но не желательно); рабочее напряжение - 6-24В; диаметр вала - 2 мм (почему это важно - см ниже); компактные размеры, позволяющие устанавливать двигатель в модель.
По поводу габаритов важно понимать, что в зависимости от типа модели, в нее можно установить двигатель большего или меньшего размера. В капотные локомотивы (ЧМЭ2, ТЭМ1, ТЭ1-20) нужны узкие вытянутые двигатели. В модели локомотивов с кузовами вагонного типа можно ставить двигатели средних размеров (в локомотивы европейского габарита, такие как, например, М62) или двигатели крупных размеров (к таким можно отнести, например, ТЭП70 и 2ТЭ116).
Самым простым и недорогим вариантом приобретения двигателя для модели 2ТЭ116 является его покупка (одного двигателя или комплекта из 5 шт.) на Алиэкспресс у продавца, специализирующегося на продаже ЖД моделей и запчастей к ним. Такие двигатели уже имеют все необходимые характеристики, и опционально имеют маховик. Эти же двигатели устанавливаются в модели немецкой компании PIKO, поэтому многие их называют "двигатель Пико", хотя производятся они, разумеется, в Китае, а к Пико имеют такое отношение, как и все остальные компоненты, из которых на китайских заводах изготавливают модели этого именитого производителя.
Можно попробовать сэкономить и поискать подходящий двигатель у продавцов, специализирующихся на продаже компактных электродвигателей. Маховика на таком движке, скорее всего не будет, но цена будет ниже. В этом случае важно не ошибиться с характеристиками, которые, как правило, указаны в описании к товару, и которые нужно внимательно изучить. Основные характеристики, на которые следует обратить внимание, перечислены выше.
Двигатель PIKO с маховиком / без маховика
Комплект из 5 двигателей с маховиком / без маховика
Карданы и чашки
Наличие двигателя и редукторных тележек - это уже полдела. Теперь важно соединить их между собой и сделать так, чтобы крутящий момент передавался от двигателя на тележки. При классической компоновке двигатель с выходом вала на обе стороны устанавливается по центру модели, на валы устанавливаются чашки, в которые вставляются карданы.
Тележки, о которых шла речь выше, имеют в комплекте свои чашки и карданы. Но проблема заключается, во-первых, в том, что 100% чашек имеют дефект в виде продольной трещины, из-за чего они прокручиваются и не передают крутящий момент (это брак, который можно только принять во внимание и учесть при постройке модели). Во-вторых, карданы, идущие в комплекте, слишком длинные. Чашки, конечно же, можно склеить, карданы можно укоротить. Но если такой не очень надежный вариант не устраивает, то можно приобрести комплекты новых карданов и чашек подходящих размеров. На Алиэкспресс продаются в основном 2 вида чаш и 5 видов карданов. Карданы отличаются длинной и диаметром головки; чаши - размером выемки под головку кардана.
Для компоновки моделей средних габаритов и при установке среднего или крупного двигателя подойдут либо карданы среднего размера с малой головкой и соответствующие им стаканы, либо карданы среднего размера с крупной головкой и соответствующие им стаканы. Артикулы, соответственно, 87043 плюс 87041А (малые головки) либо 81044 плюс 87041 (крупные головки).
Карданы и чашки продаются по 6 или 12 штук. Нам на одну модель потребуется 2 кардана и 4 чаши. Поэтому для обмоторивания двух секций можно брать комплект из 6 карданов и 12 чашек. (излишки пустить на обмоторку того же ТЭ114 - но об этом расскажем в отдельной статье).
Диаметр отверстий в чашках - 2 мм. Поэтому важно при выборе двигателя обратить внимание на то, чтобы вал был также диаметром 2 мм. В противном случае придется вставлять втулки, получить риск проскальзывания и биения.
Карданы и чашки к ним (AliExpress)
Основная плата
Итак, двигатель и тележки установлены и соединены между собой карданами, можно переходить к электрической части, и начать нужно с основной (или главной) платы, через которую происходит коммутация всех компонентов модели. Именно к главной плате по тонким проводам подключаются тележки, которые получают ток по рельсам, передают его через токосъемные пластины от колесных пар к модели; к ней подключается двигатель, платы освещения; на нее устанавливается декодер (в случае с аналоговым управлением - заглушка).
Про платы для моделей на канале размещена отдельная статья - переходите по ссылке, чтобы почитать более подробно.
Здесь же для полноты картины разместим ссылки на наиболее удачные и доступные по цене варианты, отлично подходящие для модели 2ТЭ116:
Платы с Алиэкспресс, хоть и кажутся выгодным предложением, при детальном рассмотрении уступают платам российского производства. Если сравнивать по цене, функциональности, доступности, условиям доставки, то можно резюмировать, что ARtModel опережает конкурентов практически по всем показателям.
Свет и подсветка
Чтобы модель не просто каталась по кругу на полу или по макету, но и могла освещать путь перед собой, необходимо предусмотреть установку освещения. Каждая секция 2ТЭ116 имеет буферные фонари и прожектор. При этом если модель будет эксплуатироваться в односекционном варианте, нужно предусмотреть установку фонарей и прожектора со стороны тамбура; при эксплуатации в двухсекционном варианте этими опциями можно пренебречь.
Кроме головного освещения можно озадачиться установкой подсветки кабины, подсветки в машинном отделении и подсветки ходовой части.
Если для головного освещения и освещения кабины удобнее использовать готовые платы освещения (такие как, например, предлагает ARtModel), то для подсветки ходовой и машинного отделения можно применить обычные светодиоды smd 0402.
Удобнее всего приобрести комплект светодиодов с уже припаянными проводами - это избавит от большого количества рутинной работы, сэкономит время и нервы.
Комплект светодиодов 0402 теплого белого свечения, 40 штук AliExpress.
Комплект плат освещения для буферных фонарей, прожектора и кабины ArtModel
Декодер
Чтобы в полной мере насладиться всеми возможностями модели и реализовать множество различных опций освещения и звукового сопровождения, а также чтобы иметь возможность управлять на одном макете одновременно несколькими моделями, нужно установить DCC-декодер.
И здесь (как и в случае с установкой основных плат) можно посоветовать обратить внимание не на noname китайские декодеры, и не на декодеры от именитых европейских грандов, и уж тем более не на самодельные декодеры, создаваемые на коленке на основе Ардуино, а на проверенные временем, качественные, доступные по цене декодеры Modelldepo. Для начинающих (то есть для тех, у кого 2ТЭ116 будет первой моделью, которую он решил поставить на ход и оцифровать), рекомендуем установить самый простой декодер. Для тех, кто не готов довольствоваться только движением и светом - звуковой декодер.
Подробнее о выборе декодеров для моделей будет отдельная статья, здесь лишь ограничимся ссылками на оба предложенных варианта: простой и звуковой.
Декодер Modelldepo Sound GT2.1
Вместо заключения
Безусловно, пока модель не вышла в свет, строить планы по ее обмоториванию
многим может показаться преждевременным. Однако, зная по опыту, что некоторые ЖД моделисты годами собирают запчасти и компоненты для постройки, обмоторивания и оцифровки модели, смеем предположить, что занявшись этим вопросом сейчас, к выходу модели у вас может появиться все необходимое и стройка пойдет намного веселее, быстрее и интереснее.
В любом случае по прошествии времени можно будет вернуться к этой статье и использовать ее в будущем как набор подсказок на тему то, с чего стоит начать обмоторку и оцифровку своей первой модели. Так что добавляйте статью в закладки, делитесь ссылкой на нее и не забудьте подписаться на канал - мы публикуем для вас все самое полезное в мире отечественного ЖД моделизма!