Найти тему

Бизнес по франшизе: как минимизировать риски и не остаться без денег

"В 1985 году мы с мужем стали бездомными. Личные накопления и лимиты кредиток заканчивались. Роль единственной крыши над головой играла старенькая машина. Но уже через 4 года мы зарабатывали миллионы..."

Из воспоминаний супруги Роберта Кийосаки, Ким.

Для достижения стабильного финансового благополучия американский предприниматель и гуру фин. грамотности Роберт Кийосаки советует уйти из найма и обзавестись собственным бизнесом.

При этом одним из самых удачных вариантов он считает бизнес по франшизе. В отличие от дела с нуля эта стратегия несёт гораздо меньше рисков.

Друзья, сегодня исследуем самые важные нюансы франчайзинга, разберёмся с подводными камнями и выясним, как не потратить деньги зря.

Что такое франшиза

Франшиза — бизнес, который уже кто-то запустил и масштабировал. По сути, это законная возможность использовать раскрученный бренд.

Франчайзер (продавец франшизы) оказывает поддержку франчайзи (покупателю франшизы) в открытии бизнеса и обеспечении ресурсами и получает за это деньги.

Практически любая ниша сегодня может работать в таком формате. По франшизе открывают:

  • Салоны красоты
  • Кофейни
  • Продуктовые маркеты
  • Медицинские центры
  • Частные школы
  • Спортивные комплексы
  • СТО
  • Химчистки

Франчайзер самостоятельно решает, что будет входить в пакет. Одни ограничиваются передачей права работать под своей торговой маркой (то есть использовать логотип, слоган, фирменный стиль, айдентику и т.п.).

А другие оказывают гораздо более широкую поддержку:

  • Передают технологию производства
  • Обеспечивают оборудованием
  • Дают готовые инструкциями по найму и обучению персонала
  • Предоставляют консультации маркетологов и юристов
  • Помогают наладить все бизнес-процессы

И всё же, как ни крути, франшиза — это бизнес. И у неё есть свои сильные и слабые стороны.

Плюсы и минусы

Сначала о хорошем.

Франшиза даёт возможность:

  • Быстро стартовать и выйти на окупаемость
  • Вести собственный бизнес, но под покровительством опытного наставника
  • Экономить деньги на рекламу (покупатели знают и любят бренд, их не надо "греть" с нуля)
  • Пользоваться скидками на сырьё и оборудование (благодаря оптовым закупкам сети)

Хороший вариант даже для новичков, ведь все процессы уже обкатаны, а значит риск потерять вложенный на старте капитал минимален.

И при этом, есть свои недостатки.

Во-первых, нужны значительные стартовые вложения. Особенно, если вы получаете не только право на бренд, но и всестороннюю поддержку собственника.

Во-вторых, это зависимость от "погоды в доме". Если головная компания погрязнет в проблемах, вы автоматически почувствуете резонанс.

А ещё многих напрягает ограниченная свобода действий. Шаг влево, шаг вправо — и с вас тут же спросят за нарушение правил, зафиксированных в договоре.

Простыми словами, вы должны работать по шаблону: униформа зелёная, расстояние между полками 30 см, приветствие покупателям стандартное "Наша колбасная семья к вашим услугам, чего изволите?".

Но самое неприятное — шанс влететь на недобросовестного франчайзера, которому в принципе без разницы, как у вас пойдут дела. Его задача выудить у вас взнос. Как только ему это удастся, все обещания исчезнут как корабль в тумане и вы останетесь один на один со своими проблемами.

Как себя обезопасить

Перед тем, как подписать договор, проведите собственное расследование:

  • Пообщайтесь с другими франчайзи
  • Проверьте легальность регистрации товарного знака
  • Изучите финансовую отчётность компании
  • Выясните, в каких судовых делах участвовала компания и чем они закончились (особое внимание уделите искам от франчайзи, если таковые имеются)

И обязательно проштудируйте договор. От корки до корки. В идеале с юристом. В нём должны быть зафиксированы права, обязанности и ответственность обеих сторон. Только эта бумага способна защитить ваши интересы в спорных ситуациях.

А у меня к вам вопрос и по теме, и нет. В прошлом году из России ушла сеть Макдональдс. В помещениях удравшего мака открыли рестораны быстрого питания "Вкусно и точка".

Так вот, кто-то скучает по блюдам Макдональдс, а кто-то вполне доволен отечественным аналогом. Вы к какой категории относитесь?