"В 1985 году мы с мужем стали бездомными. Личные накопления и лимиты кредиток заканчивались. Роль единственной крыши над головой играла старенькая машина. Но уже через 4 года мы зарабатывали миллионы..."
Из воспоминаний супруги Роберта Кийосаки, Ким.
Для достижения стабильного финансового благополучия американский предприниматель и гуру фин. грамотности Роберт Кийосаки советует уйти из найма и обзавестись собственным бизнесом.
При этом одним из самых удачных вариантов он считает бизнес по франшизе. В отличие от дела с нуля эта стратегия несёт гораздо меньше рисков.
Друзья, сегодня исследуем самые важные нюансы франчайзинга, разберёмся с подводными камнями и выясним, как не потратить деньги зря.
Что такое франшиза
Франшиза — бизнес, который уже кто-то запустил и масштабировал. По сути, это законная возможность использовать раскрученный бренд.
Франчайзер (продавец франшизы) оказывает поддержку франчайзи (покупателю франшизы) в открытии бизнеса и обеспечении ресурсами и получает за это деньги.
Практически любая ниша сегодня может работать в таком формате. По франшизе открывают:
- Салоны красоты
- Кофейни
- Продуктовые маркеты
- Медицинские центры
- Частные школы
- Спортивные комплексы
- СТО
- Химчистки
Франчайзер самостоятельно решает, что будет входить в пакет. Одни ограничиваются передачей права работать под своей торговой маркой (то есть использовать логотип, слоган, фирменный стиль, айдентику и т.п.).
А другие оказывают гораздо более широкую поддержку:
- Передают технологию производства
- Обеспечивают оборудованием
- Дают готовые инструкциями по найму и обучению персонала
- Предоставляют консультации маркетологов и юристов
- Помогают наладить все бизнес-процессы
И всё же, как ни крути, франшиза — это бизнес. И у неё есть свои сильные и слабые стороны.
Плюсы и минусы
Сначала о хорошем.
Франшиза даёт возможность:
- Быстро стартовать и выйти на окупаемость
- Вести собственный бизнес, но под покровительством опытного наставника
- Экономить деньги на рекламу (покупатели знают и любят бренд, их не надо "греть" с нуля)
- Пользоваться скидками на сырьё и оборудование (благодаря оптовым закупкам сети)
Хороший вариант даже для новичков, ведь все процессы уже обкатаны, а значит риск потерять вложенный на старте капитал минимален.
И при этом, есть свои недостатки.
Во-первых, нужны значительные стартовые вложения. Особенно, если вы получаете не только право на бренд, но и всестороннюю поддержку собственника.
Во-вторых, это зависимость от "погоды в доме". Если головная компания погрязнет в проблемах, вы автоматически почувствуете резонанс.
А ещё многих напрягает ограниченная свобода действий. Шаг влево, шаг вправо — и с вас тут же спросят за нарушение правил, зафиксированных в договоре.
Простыми словами, вы должны работать по шаблону: униформа зелёная, расстояние между полками 30 см, приветствие покупателям стандартное "Наша колбасная семья к вашим услугам, чего изволите?".
Но самое неприятное — шанс влететь на недобросовестного франчайзера, которому в принципе без разницы, как у вас пойдут дела. Его задача выудить у вас взнос. Как только ему это удастся, все обещания исчезнут как корабль в тумане и вы останетесь один на один со своими проблемами.
Как себя обезопасить
Перед тем, как подписать договор, проведите собственное расследование:
- Пообщайтесь с другими франчайзи
- Проверьте легальность регистрации товарного знака
- Изучите финансовую отчётность компании
- Выясните, в каких судовых делах участвовала компания и чем они закончились (особое внимание уделите искам от франчайзи, если таковые имеются)
И обязательно проштудируйте договор. От корки до корки. В идеале с юристом. В нём должны быть зафиксированы права, обязанности и ответственность обеих сторон. Только эта бумага способна защитить ваши интересы в спорных ситуациях.
А у меня к вам вопрос и по теме, и нет. В прошлом году из России ушла сеть Макдональдс. В помещениях удравшего мака открыли рестораны быстрого питания "Вкусно и точка".
Так вот, кто-то скучает по блюдам Макдональдс, а кто-то вполне доволен отечественным аналогом. Вы к какой категории относитесь?