Найти тему
Мишкины рассказы

Спасение

В конце восьмидесятых в активно строящейся благоустроенной деревне было много развлечений для ребятни: дошкольников и младших школьников. Это игры в войнушки в огромном строящемся доме культуры, где по рельсам ездил кран и можно было подложить под его ход монетку или гвоздь. Расплющенный гвоздь затем можно было заточить напильником и получить мини-меч, его прикрепить к палке и получить боевую пику.

Сам строящийся ДК представлял систему из двух зданий, а значит можно было делиться на команды и «воевать» во что угодно: белых и красных, немцев и русских, индейцев и бледнолицых в любое время года и любую погоду... А если в прятки, так вообще там было столько мест, что ведущему за день их все не обойти, не облазить.

Если же играть в догонялки, то бег с интересом, да с препятствиями, за целый день так выматывал и натренировывал, что прибегая вечером домой, слопав краюху хлеба с молоком, не мог уснуть – так гудели ноги, словно высоковольтные провода)))

Строящаяся блочная трехэтажка была менее интересной, да и построили ее довольно быстро, мало мы успели в ней поиграть.

Изображение взято из открытых источников в качестве иллюстрации
Изображение взято из открытых источников в качестве иллюстрации

Когда наскучивали игры в войнушки в ДК, мы находили другие способы развлечь себя. Это пугачи, когда гнешь велосипедную спицу, в полость спицы забиваешь серу от спичек и затыкаешь гвоздем, который привязан крепкой ниткой к другому концу спицы. Этой конструкцией бьешь по стене или камню и раздается довольно мощный хлопок.

Изображение взято из открытых источников в качестве иллюстрации
Изображение взято из открытых источников в качестве иллюстрации

Или на большой болт на пару витков накручиваешь гайку, забиваешь полученную полость серой (по половине спичечного коробка туда входило), закручиваешь вторым болтом, но без чрезмерного усилия и с приличного расстояния кидаешь в стену трехэтажки. Раздавался такой мощный «бабах», что слышно было на всю деревню.

Еще ставили «ежи» под колеса машин. Эта тема нам досталась от более старших земляков. Набить в доску гвоздей 150-200 мм в колее дороги выкопать ямку, вложить туда «ежа», присыпать и сесть неподалеку и типа играть в песочнице – так выглядела затея. Веселило то, что действительно, эта нехитрая конструкция и дело наших рук останавливало авто, заставляло водителей материться на всю округу. Но все быстро закончилось, когда дядя Сагал пришел с таким «ежом» к моей маме. «Ой, как сейчас попадет» - подумалось мне тогда. Но мама села напротив меня, долго смотрела мне в глаза… Прочитав в моих глазах, что я уже сам себя наказал, не стала применять других видов наказания, но больше и ежей мы не ставили.

Карбид! Его мы брали на многочисленных стройках. Пластиковых бутылок тогда еще не было, поэтому брали стеклянные, дробили карбид, помещали в бутылку, доливали воды и закупоривали бутылку. Ждали на почтительном расстоянии, т.к. шарахало мощно с осколками и брызгами.

Однажды бросили такую бомбу в сельский общественный туалет, что находился прямо за администрацией села и новым магазином. Эффект был равномерным по стенам и надолго пахучим))

Все это как калейдоскоп в памяти, небольшими яркими картинками, а вот история, которая мне запомнилась и стала неким рубиконом в осознании ответственности за свои поступки и за тех, кто тебе доверился.

Изображение взято из открытых источников в качестве иллюстрации
Изображение взято из открытых источников в качестве иллюстрации

Родители мои ветеринары по образованию, а значит, в доме было много ампул и лекарств для животных. Упражняясь со взрывами карбида и шифера из костра, а также монтажных патронов со стройки, уже не помню как, но были апробированы и ампулы. Некоторые из них взрывались так мощно, что разбрасывали костровище.

Мне было лет 9. Как-то на улице собралась банда малышей, где я был самым старшим, а, следовательно, стал генератором затей. И вот я решил удивить неискушенную молодежь взрывами ампул. Набрал и длинных прозрачных, и коротких коричневых (они кстати, бахали очень мощно) – всяких разных по паре штук. Мы ушли примерно на один километр от деревни, предварительно набрав досок, палок, сена. Естественно, спички были практически у каждого мальчугана.

Изображение взято из открытых источников в качестве иллюстрации
Изображение взято из открытых источников в качестве иллюстрации

Развели костер, посмотрели несколько взрывов. Неискушенная детвора неистовствовала от восторга. Тут один из мальчишек заинтересовался, а что же у ампулы внутри? Я стал неумело откалывать ей горловину и так неловко это сделал, что брызги содержимого полетели в разные стороны, а одна из капель угодила четырех-пятилетнему Витальке прямо в глаз.

Он завертелся на месте, как волчок. Видно было, что защипало глаз так сильно, что терпеливый мальчуган завопил. Что делать?

Не было и мыслей, чтобы предварительно читать инструкцию. Мы далеко от дома, в полях, где бурьян и сухая трава. Что вообще делать в такой ситуации? А ситуация с каждой секундой все хуже и хуже, глаз слезится, а резь не проходит…

Беру Витальку в охапку и бегу в деревню, там встретим взрослого и нам помогут. Забегаем на первую улицу... и пусто. Калитка первого же дома закрыта, дома никого нет. Ну и правильно, разгар рабочего дня, все на работе. Что делать? Мчу его домой, решив, что обильная промывка водой поможет. В процессе доставки мальчугана не чувствовал усталости, хотя бежал со всех ног, только время тянулось так медленно и я все боялся, что его глаз выгорит. Что я потом скажу его маме?

Залетели в дом, головой его под струю воды из крана. Он мне: «Все, хватит», а я: «Нет, еще промывай», и сам своей рукой горстью прикладываю воду к его глазу.

Наконец, интуитивно понимаю, что хватит водных процедур. Смотрю на него, смотрю в его покрасневшие глаза. Робко начинаю верить в счастливый исход. Виталька уже улыбается и я окончательно выдыхаю.

Стоит ли говорить, что это были последние взрывы ампул в моем детстве?

А мальчуган этот вырос отличным парнем, с медалью закончил среднюю школу, после ВУЗа вернулся в свой район, стал сначала директором общеобразовательной школы, затем спортивной школы.

Параллельно занимался общественной деятельностью, стал депутатом районного совета Нововаршавского района, а позже и председателем Совета Нововаршавского района Омской области.