Муми-тролли — одни из самых моих любимых персонажей. Туве Янссон начала создавать серию повестей во время Второй Мировой войны, и в некоторых произведениях есть к этому явные отсылки. Но большинство зрителей вовсе не замечает их — ведь повести Янссон считаются детскими.
Сейчас рассуждать на тему детские/недетские не стану, хотя она стоит внимания. А расскажу о главной странности игрового мира Муми-троллей, о которой мало кто задумывается. Действительно, этот момент настолько нивелирован в книгах (а в мультфильмах его вообще исключили полностью, кроме японской экранизации), что порой остаётся совсем незаметным.
Чем жили Муми-тролли, и где они брали деньги
Вроде бы всё просто, но... На самом деле, если предположить, что семья Муми существовала только за счёт натурального хозяйства (у них был приличный сад с яблоками и грушами, огород с овощными и цветочными грядками), то мы всё равно упрёмся в стену.
Дело в том, что в Муми-доме было очень много предметов, которые Муми-тролли не могли получить в саду или огороде. Например, керосиновая лампа, серебряный поднос, пальмовое вино (явный импорт, ведь пальмы не растут на берегах залива Гранвикен).
Муми-мама часто пекла торты, пирожные — для этого нужна мука, сахар, шоколад, молоко, сливочное масло. Ферм не было в соседних поселениях, значит, эти продукты привозили всякие существа, тролли и сниффы, обитавшие достаточно далеко от Муми-долины.
Морские перевозки не были развиты: во всём Муми-доле только Муми-тролли имели более-менее крупное судно — парусно-гребную шлюпку «Приключение». По реке ходили на плотах.
При этом поставщики товаров могли сплавляться по течению лишь выше Муми-дола, возвращаясь домой пешком — плыть к Одиноким горам было нельзя из-за порогов и водопада, а обойти их было невозможно. Поэтому торговцы не могли просто обменивать один товар на другой: как бы они утащили на себе груз ?
Сцена в лавке
На пути к Долине Муми персонажи попадают в некую лавку. Кстати, «Жевательная резинка Ригли» это тот самый «Wrigley`s spearmint». Помимо этой марки из Большого мира, в книгах о Муми-троллях также упоминается кофе «Максвелл хаус», в банке из-под которого жил Шнырёк.
— Ну, то было раньше, — ответил Муми-тролль. Тут дорожка в последний раз вильнула, и перед ними оказалась лавка.
Это была замечательная лавка.
Вокруг нее аккуратными рядами росли всяческие цветы, а перед ней стоял столб с серебряным шаром, в котором отражался лес и маленькая избушка с травяной крышей. Избушка была увешана вывесками и рекламами, на которых значилось: «Лимонад», «Мыло», «Жевательная резинка Ригли» и всякое другое. Под окнами росли огромные желтые и зеленые тыквы.
Понятно, что эта лавка была из тех, что набиты всякой всячиной, от брюк и школьных тетрадей до карманных зеркалец, и жемчужных диадем. Ценники в лавке в финских марках. Но только товары, приобретённые нашими персонажами, и их стоимость, сразу указывают на абсурд, абстракцию присутствия этих денежных единиц в мире Муми-троллей:
— Сколько с нас? — спросил Снорк.
Старушка принялась за подсчеты, а вдруг с ужасом сообразил, что у него нет денег! Да что там денег — у него и карманов-то нет !
Он дергал Снусмумрика за рукав, делал ему отчаянные знаки бровями, а Снусмумрик только головой тряс. Брат и сестра Снорки многозначительно смотрели друг на друга.
Ни у кого не было с собой ни гроша !
— Одна семьдесят пять за тетрадь и три марки за лимонад, — сказала старушка. — Звезда стоит пять марок, а зеркало одиннадцать, потому что на оборотной стороне рубины. Итого выходит двадцать марок и семьдесят пять пенни.
Бутафорская звезда для ёлки — 5 марок, а зеркало с настоящими драгоценными рубинами — 11. Туве Янссон низвела товарную систему в своём игровом мире до уровня абстракции, перевернула её по-своему, превратив в подобие детской игры в магазин, где оборванные с деревьев листья участники обменивают на ягоды или фрукты, собранные с этих же деревьев. И «номинал» этих денег из листьев порой определяется не их редкостью, или другой подобной ценностью, а всего лишь размером и формой.
Без определённых занятий
Большинство персонажей, которых мы встречаем в Муми-доле, не имеют определённых занятий. Вернее, о них ничего не говорится. Мало кто чем-нибудь занимается: Крыса служит в театре, Старушка содержит танцплощадку и лавку, Учёные открывают кометы.
Снусмумрик, Муми-Папа и Снорки ни черта не делают, но при этом у них всегда есть всё, что им нужно. Хотя сестрице Снорка вряд ли больше 14 лет, её брат явно совершеннолетний, и даже, видимо, окончил некое среднее учебное заведение вроде колледжа.
В городском парке служит Сторож, изредка появляются полицейские-хемули. Также есть водители трамваев, как минимум (малышка Мю ночует в трамвае из пенки, раз есть игрушка, есть и настоящие трамваи).
Все эти персонажи получают за свою службу какие-то награды, и огородов у них нет. Тем не менее, они на что-то живут. На что ?
Золото
Золото в долине Муми годно лишь на то, чтобы выделывать из него декор для садовых растений: «Обложим цветочные клумбы, пусть служит украшением, — сказала Муми-мама. — Разумеется, только куски покрупнее, мелочь-то совсем не имеет вида». На острове семья Муми находит несколько предметов, среди которых пробковый пояс, и золотая гора. В «Шляпе Волшебника» Морра отказывается поменять рубин на эту золотую гору на Острове Хатифнаттов.
Пояс находит Снифф, он же не проявляет особенного интереса к золоту Снорка, хотя к этому мы ещё вернёмся. Ибо именно Снифф является транслятором «денежной идеи» в целом.
«— Сестричка, — сказал Снорк, — ты еще не видела, что нашел я !
И он гордо показал на сверкающую груду золота, сложенную на песке.
Фрекен Снорк сделала большие глаза.
— Неужели настоящее золото? — выдохнула она.
— Да, и есть еще много-много ! — похвастался Снорк. — Целая гора !
Ах, сколько тут было любования находками ! Муми-семейство вдруг разбогатело. Но самым драгоценным его достоянием было все же носовое украшение и снежный буран в стеклянном шаре», — и здесь Янссон снова нивелирует ценность золота, отдавая преимущество находкам, которые могут представлять ценность только в глазах детей. Но вернёмся к Сниффу.
Снифф
Снифф — один из персонажей первого плана, и главный спутник Муми-тролля. Отличительными чертами его являются жадность, некоторая глупость, и трусость. Но, при этом, Снифф — верный друг, в нужные моменты умеет подавить свой страх, и прийти на помощь. Это хороший персонаж. Однако он склонен к скопидомству, любит драгоценности, хочет разбогатеть. И вот здесь мы можем уже что-то из этого достать.
Драгоценные камни тоже ценятся только в качестве украшений, как и золото. И, вроде бы, тоже являются теми самыми листьями. Но Снифф стремится обладать ими именно в качестве сокровищ, которые могли бы составить его богатство. Зачем же сокровища Сниффу ? Запрятать их в сундуки ? Но он не скуп, только несколько прагматичен.
— О-о!..— прошептал Снифф. — И это все твое?
— Мое, пока я здесь,— небрежно ответил Снусмумрик. — Я владею всем, что вижу, о чем думаю. Я владею всем миром.
— А можно мне взять немножко? — задрожав, опросил Снифф. — Тогда я смогу купить настоящий парусник или финские санки.
Деньги Муми-троллей
Получается, имея драгоценные камни, можно менять их на товар ? Причём это не товар из Большого мира, а продукция местного производства, иначе к чему Сниффу парусник или финские санки для людей ? Значит, драгоценные камни — деньги Муми-троллей ?
Но камни можно продать за марки, и купить на них же указанные предметы. Значит, всё-таки марки имеют хождение в Долине Муми ? Почему же Старушка из лавки отказалась взять плату с Муми-тролля, и его друзей ?
А потому, что Старушке было всё равно, получит она деньги, или нет. Ведь она полагала, что комета всё равно всё уничтожит, так какой смысл брать плату за товары ? И потому она просто отдала их даром.
В японской экранизации также есть история про тётю Джейн, которая прибывает в Муми-дол с саквояжем, битком набитым золотыми монетами. Она хочет оставить их Муми-папе. Но никто из семейства Муми не соблазняется монетами тёти Джейн — им не нужно богатство. Однако Хемуль и Снифф проявляют к монетам интерес: Снифф — чтобы приобрести всякие материальные штуки, а Хемулю нужны деньги для ремонта оранжереи с растениями. Тётя Джейн оставляет деньги им.
Где же разгадка ?
Игровой мир Муми-дола изолирован от Большого мира примерно так же, как Волшебная страна изолирована от Канзаса и родителей Элли. Но, если из Большого мира в Муми-дол попасть нельзя, то из Муми-дола в Большой мир — можно. Снусмумрик гуляет по траве в парке, в относительно крупном городе, где, как уже говорилось, его преследует сторож. «Морской оркестр» (ещё одно судно, на этот раз пароход, способный ходить между крупными речными портами, а также между портами акватории залива) прибывает в столицу — там правит король.
Причём, если в «Волшебнике Изумрудного города» Большой мир это мир людей, то у Янссон это такой же мир, как мир долины Муми, только более широкий, развёрнутый. И людей в этом мире нет. Вообще. Смотритель маяка, мальчик, сторож в парке — не люди, а только антропоморфы. Это существа игрового мира Муми-дола.
В контексте этого становится понятна и денежная система Муми-долины, и ходившие там ценности. Деньги в Муми-долине предназначены только для взрослых. Дети и подростки не пользуются ими вовсе, у них нет с собой денег, и нет никаких устройств для их хранений.