Фильм 1999 года, в начале провалившийся в прокате, а потом вспыхнувший.
Как спичка, что загорелась лишь через секунду после проведения по боковой стороне коробка, так и идеи бойцовского клуба по достоинству оценили только в новом тысячелетии, придав фильму культовый статус и разобрав его на модные цитаты о свободе, капитализме и саморазрушении.
Но почему, даже в России, об этом фильме говорили и продолжают говорить? Чем образы и история так сильно привлекают? И как режиссеру Дэвиду Финчеру удалось создать мир, который спустя 20 лет продолжает будоражить и быть близким многим? Об этом и некоторых других фактах будет написано здесь.
Начнем же с истории. Фильм повествует нам историю о поиске человека собственной идентичности, которую он потерял или же, никогда не имел. Казалось бы, понятная завязка, через которую можно задать любой экзистенциальный вопрос и дать на него ответ, но нет, создатель книги Чак Паланик, по которой снят фильм, не искал простых путей.
Фильм начинается с описания жизни главного героя. Бессоница, работа, командировки, покупка мебели - вот весь его мир в начале фильма. Одна из самых явных деталей в его образе - отсутствие имени. На протяжении всего фильма у него нет именно, что как бы говорит зрителю - он пустышка, а его личность отражается в потреблении (что показано его пристрастием к мебели IKEA).
Но не смотря на плачевное состояние и надвигающееся отчаяние, главный герой (после множества разборов его стали наименовать рассказчиком, что будет оправдано последующими событиями) все-таки смог найти способ улучшить свое состояние, благодаря тому, что стал ходить в группы поддержки людей с разными проблемами (алкоголизм, неизлечимые болезни и другие). Там он чувствовал, что окружающим на него не плевать и теперь он, в буквальном смысле, может спать спокойно.
К сожалению, через время в этих группах появляется еще один симулянт - Марла Сингер, которая не дает совести главного героя спокойно дышать на собраниях и у него снова началась бессоница. Он разделил с ней группы, после чего ни разу в них и сам не появлялся.
Далее нам показывают командировку рассказчика, в которой он знакомится и обменивается номерами с Тайлером Дерденом - самым интересным из одноразовых друзей.
- Ведь в самолетах все одноразовое, даже люди - поясняет главный герой.
Вернувшись домой из командировки клерк обнаруживает свой дом взорванным и с этого момента в его жизни все кардинально меняется. Он переезжает к Тайлеру, осознает ущербность своей предыдущей жизни, основывает бойцовский клуб, где мужчины, казалось бы, просто так бьют друг другу морды, но на самом деле выражают свой протест потребительским ценностям, что так сильно охватывали что главного героя, что вступивших в клуб.
На протяжении всего фильма встречается множество идей и возможных интропретаций происходящего. Начиная с явного протестного духа против общества, заканчивая вопросами о мужественности, потребительстве, нигилизме, свободе, истинных желаниях человека и других.
Например, после создания бойцовского клуба приятели сидят в ванне и общаются. И лишь одна цитата "Мы, поколение выросшее женщинами", позволяет многим толкователям этого фильма увидеть в бойцовском клубе идею не о протесте, а попытке выразить свою мужественность через первобытный, кажется, забытый в далекой юности способ - драку.
Так почему же фильм до сих пор актуален? Да хотя бы потому, что замена духовных ценностей потребительскими никуда не делась, а только увеличилась. Потому что как у людей в фильме не было четкой идеологии, так и сейчас далеко не у каждого есть идеология. Потому что вопросы заданные в Бойцовском клубе не исчерпали себя с течением времени, а только еще сильнее разрослись.
Помимо идейной составляющей, хотелось бы упомянуть повествовательную. Как было написано выше главного героя называют рассказчиком - почему? Как оказывается дальше по фильму главный герой не совсем психически здоров, а так как все повествование шло от его имени, то и своеобразная подача сюжета, что проявляется в неожиданных переходах и нескончаемости действия (когда разные сцены кажутся одним полноценным сюжетным отрывком. Это делает фильм похожим на сон) дает о себе знать.
Учитывая все выше написанное фильм можно посоветовать подросткам, которым помимо преодоления основной нагруженности в виде учебы и других кружков важно самостоятельно найти свое место в мире. Этот фильм может послужить толчком для рассуждений и не в сторону идей фильма, а в свою собственную.
В нем понятно и красиво обернута нигилистическая конфета, к счастью, с неприятной горчинкой в виде последствий, о которых вы можете узнать сами ознакомившись с картиной самостоятельно. Фильм, учитывая год, прошел проверку временем и интересен до сих пор.
Вдовин Иван