Найти тему
Культурный Петербург

«Людям по-прежнему хочется верить в чудо – и это самое главное»

Совсем скоро для жителей Российских городов наступит самый главный праздник зимы – Новый год. К детям и взрослым снова придет в гости Дед Мороз. О том, как проходят будни новогоднего волшебника, рассказал один из самых опытных Дедушек Морозов в Санкт-Петербурге – Константин Глушенков. На протяжении уже более 20 лет он работает журналистом и экскурсоводом на Коневце летом, а зимой водит с детьми хороводы вокруг елки.

– Поговорим о вашем детстве. Что особенного вы помните с того времени, когда праздновали Новый год, будучи маленьким?

– Мое детство прошло в 70-ые годы в городе Алма-Ата. Тогда был жуткий дефицит на цитрусовые – их возможно было достать только в Новый год, потому что их в принципе не привозили в наш город. Конфеты и шоколад еще можно было найти на прилавках, а вот с поставкой мандаринов была проблема.

Моя мама тогда состояла в профсоюзном комитете, и каждый год ей каким-то чудесным образом удавалось найти цитрусовые, принести их домой. Помню, как под Новый год я объедался этими мандаринами – ведь их наличие тогда было самым настоящим новогодним чудом.

– Как долго вы верили в Деда Мороза?

– Я верил в Деда Мороза достаточно долго, и по сей день сохраняю желание в него верить. Я считаю, что любой порядочный человек должен верить в Деда Мороза. Ко всем нам в детстве приходил наряженный папа или дедушка – ведь родители стараются подарить ребенку веру в чудеса. Дедушка приходил и ко мне, однако я не мог подумать, что через много лет я сам буду стоять перед детьми в образе Деда Мороза. Теперь я стал человеком, который дарит людям веру в новогодние чудеса.

Ваша история как актера началась в студенчестве. Расскажите, как получилось так, что вы стали играть Деда Мороза?

– В студенческие годы, чего греха таить, я стремился заработать, и в Новый год такая возможность появлялась. Я учился в институте культуры по специальности «Режиссура драмы» и у нас были занятия по актерскому мастерству – собственно, опыт у меня уже был. Тогда, в 80-ые годы, в городе была лишь одна компания, которая занималась новогодними заказами – «Невские зори». Мы с одной девочкой, Снегурочкой, решились и пришли к ним, попросились работать. И нас, к счастью, взяли. Как таковые заказы на «елки» в детских учреждениях у меня появились гораздо позже, а компания «Невские зори» обслуживала домашние заказы. Нас обеспечивали гримом, костюмами, необходимым инвентарем, машиной – и я начал колесить по Ленинграду в красной шубе, раздавать конфеты.

Что вы чувствовали, когда выступали в роли Деда Мороза в первый раз? Было ли вам страшно, волнительно?

– Нет, страшно не было. Я обучался актерскому мастерству в институте и у меня имелся опыт борьбы с волнением. К тому же, всякий страх пропадает, когда на пороге встречает счастливый ребенок. Дети всегда очень волнуются. Один раз даже было, что я спросил у ребенка: «Какой подарок ты приготовил Деду Морозу?». А он побежал искать подарок среди своих вещей, забыв, что лучший подарок Деду Морозу – это отлично выученное стихотворение.

Меня всегда удивляет, что и взрослые реагируют на Деда Мороза по-особенному. В Новый год все люди хотят сказки. Я со студенчества помню один случай: в то время заправить машину было проблематично – постоянные очереди, нехватка топлива. Особенно под Новый год. А мы ехали на заказ, торопились, очередь не становилась меньше. Когда же из машины вышел Дед Мороз – водители в очереди пропустили нас вперед, а сотрудники заправили машину даже быстрее, чем я ожидал. И за всю мою карьеру таких ситуаций было много – даже ГАИ, если вдруг останавливали нас по пути на заказ, отпускали со словами «Дедушка, поезжайте. Вас наверняка ждут». Деду Морозу уступают дорогу водители и иногда даже бесплатно возят на такси. А после домашних заказов нас иногда уговаривают посидеть и выпить чаю – приходится отказываться, потому что на посиделки времени нет. Некоторые даже дают нам угощение с собой – и это всегда очень приятно.

– Где чаще хотят видеть Деда Мороза - в гостях у детей или на корпоративах?

– В основном, конечно, заказы поступают от школ и детских садов. Не менее часто нас хотят видеть в компаниях взрослых, и среди них даже есть постоянные клиенты – к примеру, меня каждый год к себе приглашает тренерско-административный состав одной спортивной школы. Причем, воспитанники всегда пытаются и номер поздравительный исполнить, и стишок прочитать, и в конкурсах поучаствовать.

Самое забавное, что некоторые конкурсы я провожу как с детьми, так и со взрослыми – и все с удовольствием участвуют. Например, инсценировка «Репки». Конкурс заключается в том, что гости праздника становятся героями сказки. Им нужно разыграть сюжет, параллельно исполняя какое-либо задание – например, говорить только одно слово или постоянно танцевать. Эта игра всегда проходит очень весело в любом коллективе – хотя со взрослыми даже, наверное, веселее. У них особый азарт: потому что только под Новый год и только рядом с Дедушкой Морозом становится возможным немножко побыть ребенком.

– Случались ли с вами на праздниках неловкие ситуации – например, отклеивалась борода? Как вы из них выходили?

– Борода у меня и правда отклеивалась – мне тогда приходилось поддерживать ее рукой весь праздник. Когда такое случается, главное – не паниковать. Неловкости случаются со всеми. Была ситуация, когда праздник проходил на улице, и я попятился назад – а там был бугорок и Дедушка упал. Дети подбежали, помогли Деду Морозу встать. Все посмеялись, а я посетовал на то, что уже очень старенький и не замечаю под ногами ям и ухабов.

Умение выходить из таких ситуаций приходит с опытом. Например, часто случаются накладки с музыкой. И если раньше я не представлял, как разрядить обстановку, то теперь смело говорю «Опять Баба-Яга колдует, ну что ж это такое?».

– Когда начинается смена Деда Мороза?

– Обычно заказы поступают на дни после 20 декабря. Но был год, когда первый заказ пришелся на 29 ноября. Это был звонок из другого города – компания просила меня передать своим Петербургским партнерам подарок и письмо, в котором была просьба ускориться, чтобы успеть завершить работу над проектом до Нового года. И тогда первую миссию Дедушки Мороза я действительно выполнил в конце ноября – принес весточку из другого города вместе с мешком подарков.

– Ваш стаж работы Дедом Морозом около 20 лет, и на ваших глазах выросло целое поколение детей. О чём Деда Мороза чаще всего просили раньше и о чем просят сейчас?

– Раньше дети не знали про гаджеты – сейчас же это в приоритете. Когда-то коробка конфет была хорошим подарком – современные дети не поняли бы такого подарка. Раньше просили спортивный инвентарь и популярных кукол Барби – теперь им на замену пришли телевизионные приставки. У детей желания в основном сосредоточенны на материальных вещах, им все-таки хочется что-то пощупать руками и заиметь то, чего у них нет. Ничего плохого в этом нет, так происходит в силу возраста.

Дети редко загадывают нематериальные желания. Такое случается, когда в жизни происходит какая-то нестандартная ситуация и ценности меняются. Например, когда кто-то дома сильно болеет, дети просят Дедушку об излечении. Потому что не знают, кто может помочь, кроме Деда Мороза. Такие желания чаще всего загадывают взрослые.

– Как думаете, почему взрослые озвучивают вам такие желания? Неужели, действительно верят в чудо?

Мне кажется, подсознательно люди надеются, что Дед Мороз как-то может повлиять на сложные ситуации – ведь кто, если не он? Могу даже рассказать вот какую историю. В одну из новогодних ночей я уже отыграл на корпоративе и вышел на улицу. Там было много народу: все праздновали, отмечали, запускали салюты. Появление Деда Мороза не оставили без внимания – люди стали подходить ко мне чтобы сфотографироваться, поздравить, пожать руку. В какой-то момент ко мне подошла женщина в возрасте и в грудь уткнулась. Стала мне рассказывать, что у нее со взрослой дочерью отношения сложные и никак не налаживаются, просила помочь. Я даже на какое-то время себя почувствовал батюшкой, который слушает исповедь, и стал ее успокаивать, по голове поглаживать. Уже потом я понял, что за ее поведением кроется подсознательная надежда, что чудо есть, и Дед Мороз поможет.

Взрослые, конечно, прекрасно понимают, что это все не по-настоящему, но им хочется верить в чудеса – и это самое главное.

– Своим появлением вы дарите людям ощущение сказки. А как вы сами празднуете Новый год?

– Я предпочитаю встречать Новый год в костюме на очередном заказе. Когда-то я не понимал, как можно работать в такой праздник. Сейчас же я считаю, что лучше провести новогоднюю ночь в хорошей компании, где можно и повеселиться, и угоститься. К тому же, я получаю за это веселье деньги. В этом году, кстати, у меня уже есть заказ на новогоднюю ночь. Я проведу конкурсы, встречу с заказчиками Новый год, а ближе к развязке начнется дискотека, где я смогу отдохнуть. Где еще Дед Мороз может повеселиться, кроме как не на новогодней дискотеке? Правда, после таких праздников мою шубу хоть выжимай – я ведь современный Дед Мороз и танцую со всеми вместе.

– Получается, что для вас праздничные дни – самые что ни на есть рабочие. Не потерял ли Новый год для вас своей ценности?

– Нет, конечно. Я так же, как все, люблю под Новый год смотреть «Иронию судьбы» и загадывать желания. Только после стольких лет работы Дед Морозом я, к тому же, чувствую себя частью чуда – ведь в Новогоднюю ночь я не обычный человек, а самый настоящий волшебник, Дед Мороз.