Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Бомба" (Россия, 2020): "за" и "против"

Бомба. Россия, 2020. Режиссер Игорь Копылов. Сценаристы: Максим Белозор, Дмитрий Константинов, Игорь Копылов. Актеры: Виктор Добронравов, Евгений Ткачук, Евгения Брик, Виталий Коваленко, Ольга Смирнова, Наталья Суркова, Александр Лыков, Аглая Тарасова, Виктор Раков и др. Премьера на ТВ: 9 ноября 2020.

Режиссер Игорь Копылов работает в кино и на телевидении с 2004 года. За это время он снял 25 фильмов и сериалов. Среди них и пара серий «Улицы разбитых фонарей», и остросюжетный детектив «Ленинград 46», и военная драма «Ржев»…

Сериал «Бомба» (некоторые сцены которого снимались неподалеку от Таганрога) в очередной рассказывает историю создания в СССР атомного оружия. Понятное дело, что фильм не сосредотачивается исключительно на научных проблемах физиков-ядерщиков, а содержит разветвленные сюжетные линии, в том числе и мелодраматического свойства.

Игорю Копылову не впервой осваивать на экране фактуры второй половины 1940-х. В детективе «Ленинград 46» он довольно успешно справился с этой задачей.

В «Бомбе» все привычно и ожидаемо: Берия, во имя скорейшего создания атомной бомбы освобождающий из лагерей ученых-физиков, обаятельный и мудрый Курчатов, гениальный Нильс Бор, передающий важнейшую информацию советским ученым, секретные конструкторские бюро, непростые любовные отношения персонажей…

В силу своей всегда актуальной тематики сериал «Бомба» вызвал оживленную полемику в российской прессе:

Кинокритик Мария Безрук в целом отнеслась к «Бомбе» позитивно: «Тема научного поиска, столь популярная в 60-70-е годы, была невостребованной современными кинематографистами. Пожалуй, ещё со времён «Открытой книги» Виктора Титова отечественный сериал не обращался столь подробно к теме научных изысканий. «Бомба» оказывается ларцом с секретиком: если первые четыре серии больше напоминают аляповатую сказочку почти лубочного характера – с плясками под гармонь, лучезарными красками, никак не ассоциирующимися у зрителя с тяжёлым послевоенным временем, странными репликами, звучащими порой невпопад и театральными интонациями картонных персонажей, то, начиная с 5-й серии, картина вдруг преображается в глубокий трагический рассказ о людях, покоривших атом. Безусловная удача ленты – гениальная работа актёра Евгения Ткачука. С первого появления в кадре Ткачук, словно атлант, держит на своих плечах поначалу хлипкую конструкцию, которая постепенно обретает необходимую силу и мощь» (Безрук, 2020).

А кинокритик Александр Емельяненков писал о «Бомбе» так: «Критиковать "за непохожесть", как и хвалить "за оригинальность", "новое прочтение" не стану. Ведь речь о кино художественном, и тут нет места категориям "похож – не похож". Но одну ремарку себе позволю. Если посмотреть все восемь серий "Бомбы" и принять их за чистую монету, невольно подумаешь: "Лучшего руководителя нашим ученым просто и желать нельзя!" Деловой, немногословный, требовательный. Лица и просьбы запоминает – ну, просто отец родной! А как слово держит: сказал – сделал. Рядом с ним начальник Первого главного управления, а в годы войны нарком боеприпасов Борис Ванников в исполнении Владимира Богданова – просто генерал на побегушках со Звездой Героя Соцтруда. Да и профессор Курчатов (актер Михаил Хмуров) на том же фоне – что-то усредненное между начальником смены на пульте управления реактором и модератором, как сейчас бы сказали, на коллоквиуме физиков и материаловедов. И пресловутая борода авторитета не добавляет... А вот товарищ Берия, что самое удивительное, всегда оказывается в нужном месте в самый острый и нужный момент. Будь то спор профессора Курчатова с маститыми академиками, пуск опытного реактора или уже апофеоз – подрыв атомного заряда на полигоне под Семипалатинском. … И очень яркая, но крайне спорная метафора в финале. Гениальный физик и друг, которых поискать, свой в доску Мишка Рубин, получивший накануне радиационный ожог такой степени, когда вся медицина бессильна, не покинул дом-макет рядом с Бомбой. И сгорел, испарился в рукотворном чудовищном шаре, что за мгновение поднялся до облаков» (Емельянов, 2020).

А вот доктору технических наук Ивану Никитчуку сериал «Бомба» категорически не понравился: «Услышав в анонсах второго российского телевизионного канала о готовящемся показе многосерийного телевизионного фильма «Бомба», посвященного созданию первого советского ядерного заряда, где-то в душе родилась надежда, что наконец-то телевизионщики расскажут об одной из самых ярких страниц нашей истории – как создавался ядерный щит страны, кто стоял у истоков решения жизненно важной для страны проблемы. Для меня как человека, проработавшего почти 30 лет в российском ядерном центре «Арзамас-16», где разрабатывалась конструкция первой атомной бомбы… эта тема особенно близка…

Однако просмотр 8 серий фильма не оправдал надежд и ожиданий. Фильм сделан по тем же антисоветским лекалам с энкэвэдэшными страшилками, по которым сегодня создаются сотни подобных фильмов и которыми ежедневно пичкают российского телезрителя на многих российских телеканалах. Зрителю с самого начала фильма вдалбливают в мозги, что большевики всех гениальных людей сажали в лагеря за пустяки, но когда им становилось невмоготу, они не прочь были воспользоваться их услугами. … Переполнен фильм грубыми искажениями реалий. Странно смотреть, как сверхсекретную тему обсуждают большим кагалом, да еще и принимается решение путем голосования. Люди, которые подключались к решению ядерной проблемы, как правило, даже не догадывались, для чего они выполняют ту или иную работу, а что уж там говорить об обсуждении конструкции американского реактора. Разведданные по проблеме доводились только до И. Курчатова. Некоторыми данными по константам ядерных реакций и элементам конструкции он делился с Ю. Харитоном. Странно видеть пьянки на рабочем месте, мордобой и т.п. … Когда смотришь фильм, понимаешь, что авторы совершенно не представляют то время и те условия, в которых работали советские ученые, тот режим жесточайшей секретности, чтобы можно было, как показано в фильме, вопреки реальности, свободно привозить на секретный объект кого бы то ни было, как это делает «гениальный физик», или разъезжать по испытательному полю полигона, или остаться в здании сборки заряда на полигоне, как это сделал все тот же «гениальный физик», подвергнув себя в финале фильма сожжению ядерным взрывом. … Получилась в итоге жалкая, лживая поделка на героическую тему. Но как бы ни старались авторы фильма вымазать гулаговским дерьмом героические страницы нашей истории, истинные ее страницы никому не удастся переписать под антисоветские стандарты» (Никитчук, 2020).

Зрительские мнения по поводу «Бомбы», как это обычно бывает, во многом не совпали:

«Понравился сериал! Снято так реалистично и правдоподобно, что смотрится на одном дыхании! Все работы режиссера Игоря Копылова для меня это знак качества, где присутствует глубокий смысл и сильная драматургия. Сильная и качественная работа режиссера, достойная внимания и заслуживающая уважения к тематике и подвигу героев нашей страны» (Наталиони).

«Мне нравится… И по крайней мере тем, что от фильма веет чем-то забытым и несовременным. Фильм в общем-то о людях, увлеченных делом, которому они служат... По нынешним временам – это прямо таки забытая мелодия для флейты» (Алинора).

«Очень интересный сериал. Впервые Берию показали не кровавым деспотом, а очень жестким умным и умелым организатором которому свойственно и все человеческое. Он даже вызывает симпатии. ... Хороший конец был бы приятней для всех зрителей, а вообще – сериал отличный» (С. Латгальский).

«Ткачук сделал просто невозможное. Создал настоящего, живого человека, а не киношный манекен. В финале, когда он смотрит на взрыв, невозможно сдержать слёз. А как показаны его чувства к Ольге! Совсем без слов, мимикой, жестами. И веришь ему безоговорочно. … Охватывает радость и тёплое чувство, что и 21 век дал Большого Актёра! Не побоюсь этого слова – Великого!» (М. Жабо).

«Неровно. Местами неплохо, местами – так себе, включая бедные (дешевые) декорации, а это в подобных фильмах (история; техника и технологии) играет едва ли не решающую роль – стоит художникам недокрутить/сэкономить, или полениться привлечь толковых консультантов и ... сразу выпадаешь из происходящего. … Если в целом – то все-таки, скорее, хорошо: атмосфера "научного поиска" есть, любовь-морковь – тоже есть. Не очень получилось передать атмосферу той страшной гонки за американцами, и как следствие – лютого пресса со стороны ведомства Берии и работы на износ большинства ИТР, но возможно такой цели и не ставилось. … Действительно "замороженный" Муромцев, вялый Курчатов и схематичный Харитон; весь такой деловой, гуманный и проницательный Берия, хотя, если верить мемуарам, персонаж был тот ещё... Ну, и т.д. … хотя местами – к сожалению редкими – вроде и ничего – появляется атмосфера, актеры начинают дышать, возникает та самая "химия" ... Но таких "мест" мало» (Флинт).

«Не могу сказать, что фильм мне понравился. Если он претендует на исторический, то где Зельдович, и кто такой Рубин? Типажи Харитона и Курчатова не дотягивают до оригиналов. Актёру, исполняющему роль Харитона, не хватает утончённости в чертах лица, мягкости и интеллигентности характера, а также подчёркнутой аккуратности в одежде. Именно таким был Юлий Борисович. Курчатов был просто русским богатырём, красавцем» (Л. Чадаева).

«По мне игра Р. Ткачука – полная катастрофа, так сильно переигрывать на грани клоунады и по аналогии с Мишкой Япончиком. Неужели актеру не дано понять разницу между криминальным авторитетом и талантливым физиком? Пусть это даже собранный и не совсем реальный образ, мне это не понятно... И смотреть эту его раздражающую клоунаду неприятно, вплоть до нежелания смотреть сериал вообще» (Ч.Ю.С.).

«Смотрел, смотрел и вдруг понял, чего мне всё это дело напоминает – "Сердца трёх" Джека нашего Лондона. Два друга, прекрасные парни, влюбляются в роковую красотку, бьют друг другу морды, все вместе стремятся к общей мечте – ящику с сокровищами, и в итоге всё у них в порядке. Джек Лондон написал свой роман по причине отсутствия свежих сюжетов для кинематографа и создатели сериала "Бомба", получившие заказ от Росатома, смело воплотили тот самый свежий сюжет в жизнь. Только там сердечные разборки героев происходят на фоне поиска сокровищ, а здесь на фоне советского атомного проекта, и здешняя "роковая красотка" ни с какого бока настоящую красотку не напоминает, … но зато она жена продюсера сериала, а значит, у зрителя сомнений быть не должно. … Очередная антисоветская поделка, но сделанная гораздо изящнее, чем в прежние годы и умело закамуфлированная. Раньше просто гнали откровенную пургу типа "Утомленные солнцем-2", "Сволочи" и т.д., а теперь действуют с подходцем. За основу берутся реальные факты, и выдумывается всякая дребедень. В центре сюжета мелодрама, главные герои разбираются в своём любовном треугольнике, на втором месте лагерная тема, а где-то на заднем плане второстепенные персонажи, внешне похожие на реальных людей, создают какую-то бомбу. Причём, похожие только внешне. … Реальная история советского атомного проекта осталась за кадром, реальные участники проекта в конце каждой серии делятся воспоминаниями, но их рассказы никакого отношения к происходящему на экране не имеют» (А. Ирк).

Киновед Александр Федоров