Найти тему
345,7K подписчиков

Генерал бросил свой корпус, и в страхе побежал сдаваться немцам: но справедливое наказание настигло его быстрее чем он думал!

98K прочитали

Имя генерала Честохвалова практически никому известно, даже любителям исследовать историю Великой Отечественной войны. Забыто оно было вполне заслуженно. Но мы всё-таки припомним, по каким причинам это произошло.

Если верить результатам аттестации и сведениям из служебной характеристики, генерал-майор Сергей Михайлович Честохвалов заслуживал только положительных оценок: спокойный, выдержанный, исключительно грамотный и требовательный военачальник.

Несмотря на эти качества, ему так и не удалось вписать своё имя в славную летопись Красной Армии.

Имя генерала Честохвалова практически никому известно, даже любителям исследовать историю Великой Отечественной войны. Забыто оно было вполне заслуженно.

Боевых заслуг за Честохваловым и раньше не было: мобилизованный в РККА в гражданскую, в октябре 1918 года, он прошёл её письмоводителем оперативной части 18-й стрелковой дивизии (6-я армия), а затем – сотрудником информационного отдела штаба Туркестанской армии и, наконец – делопроизводителем и председателем революционного трибунала 12-й бригады ВОХР.

В межвоенное время – служил военкомом, потом пошёл по военно-политической части и, отучившись в Военно-политической академии имени Толмачёва и Военной академии имени Фрунзе, служил военным комиссаром при Генштабе РККА, и тихой сапой достиг 4 июня 1940 года звания генерал-майора. Получил назначение на должность командира 25-го стрелкового корпуса (Северокавказский военный округ).

Этот корпус находился в резерве Ставки, но в начале июля 1941-го был брошен на Западный фронт – останавливать натиск противника на Витебск. А пришлось – держать натиск уже на Смоленск: пока ехали, немцы 9 июля уже захватили Витебск.

Там им пришлось очень туго, причём с ходу. По воспоминаниям будущего Героя Советского Союза А.В. Горбатова, который, недавно вернувшийся с Колымы, из зоны, тоже служил в этом корпусе, «эшелоны выгружались на и, не ожидая сосредоточения дивизий, а тем более корпуса, полки и даже батальоны, едва закончив выгрузку, занимали оборону и вступали в бой».

Инициатива была в руках противника. 13 июля немцы прорвали оборону на участке 501-го стрелкового полка, возникла угроза окружения. Генерал Честохвалов, узнав об этом, прибыл на КП 134-ой стрелковой дивизии, где в нескрываемой панике стал рассказывать о катастрофическом положении вверенных ему войск.

Сея суматоху, Честохвалов приказал корпусным частям отходить на восток, бросив при этом сражающуюся с врагом 134-ю дивизию (где был Горбатов).

После этих сумбурно отданных приказов об отступлении начался отход, переходящий в неконтролируемое бегство на восток. Всю технику и тяжёлое снаряжение при этом просто побросали.

Горбатов в 1941-м был таким. Он только что отсидел более 3-х лет, был освобождён и восстановлен в РККА перед самой войной. Фото в свободном доступе.
Горбатов в 1941-м был таким. Он только что отсидел более 3-х лет, был освобождён и восстановлен в РККА перед самой войной. Фото в свободном доступе.

Как это не прискорбно, но первым, кто обратился в бегство, был штаб корпуса. Скорость убегания командиров негативно сказалась на моральном духе войск и местных органах советской власти. Они легко впадали в панику и бросались бежать, бросая всё, даже ещё не видя и не слыша противника.

Ещё хуже на моральном духе сказалось поведение некоторых командиров. То, что они срывали знаки различия и петлицы, меняли своё воинское обмундирование на гражданские костюмы, а кое-кто – не скрываясь, уничтожали личные и партийные документы.

Например, начальник политотдела корпуса полковой комиссар Лаврентьев уничтожил партбилет, обменял свое комсоставское обмундирование на рваный костюм «заключённого», перестал бриться, повесил котомку за плечи и двигался за частями, делая вид, что он не с ними, деморализуя личный состав своим внешним видом и поведением

Также поступили военком корпуса бригадный комиссар Кофанов, полковник Стулов, начальник особого отдела корпуса старший лейтенант госбезопасности Богатько. Вместе со своей подругой-машинисткой, переодевшись в костюмы колхозников, они старательно выдавали себя за «беженцев».

Командиры 25-го корпуса вели свои части только ночью и только лесами. Категорически запрещалось вступать в соприкосновение с противником. Велись разговоры о мощи немецкой армии, о неспособности на равных сражаться с ней.

Боясь, чтобы стук повозок не демаскировал местонахождение частей, и столкнувшись с трудностями ночных передвижений, решено было побросать в лесу повозки, лошадей, другое имущество.

Когда на ночном марше колонна полковника Светличного увидела впереди выпущенную противником ракету, это вызвало панику: по приказу командира, колонна повернула обратно к исходному положению. Сам подполковник Светличный уехал куда-то от частей и пропал. Объявился он только на следующую ночь. Многие бойцы и командиры к тому времени уже остались без оружия: побросали в лесу.

⚡Больше таких историй можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Брошенные в спешке отступления автомашины и повозки. Фото в свободном доступе.
Брошенные в спешке отступления автомашины и повозки. Фото в свободном доступе.

То же самое – командир другой колонны подполковник Глушков: услышав вдалеке шум моторов, он и его подчинённые посчитали его за танки противника, приказали бросить материальную часть отрядов, а людям спасаться, кто как может.

Сам подполковник Глушков скрылся в лесу и больше к частям не подходил.

Паника достигла таких пределов, что один из командиров в нервном припадке чуть не застрелил шофёра грузовика, который случайно нажал на сигнал. А потом – крича и ругаясь, лично вывел из строя все сигналы на всех машинах, чтоб больше такого не повторилось.

Бежавший быстрее всех генерал Честохвалов, проехав более 200 км второстепенными дорогами, 17 июля у деревни Рибшево Смоленской области столкнулся с разведгруппой вермахта.

Часть штабных работников при виде немцев, бросив документы и всё штабное имущество, выскочили из автомобилей побежали в лес, не оказав никакого сопротивления. По их свидетельствам, они видели, как генерал Честохвалов первым из оставшихся на дороге вышел из машины, бросил в сторону пистолет – так, чтобы враги это видели, поднял руки и пошёл навстречу к немцам.

Больше его никто не видел. В плену у немцев такой генерал не значился. Скорее всего, немецкая разведгруппа просто не имела возможности взять его с собой или передать в какой-нибудь штаб.

Она действовала в рейде за линией фронта, и не могла отягощать себя пленными. Поэтому генерала Честохвалова и его спутников, по всей видимости, немецкие разведчики там же и убили, бросив в лесу, а сами направились по своим делам. Было ему 49 лет.

Горбатов же – сражался, 22 июля был ранен, после чего эвакуирован в Москву. Войну он закончил командующим 3-й армией, Героем Советского Союза.

Вот такие разные судьбы.

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Порадуйте меня лайком👍

А как Вы считаете, что стало с генералом Честохваловым?