Скажем сразу: на макроуровне никакой активизации НИОКР в средних российских компаниях не замечено. Как нам сообщили в Сколковском институте науки и технологий, «очевидного роста интереса российских компаний к инвестированию в НИОКР, если опираться на данные статистики, нет». Отмечается лишь небольшой рост расходов бизнеса на НИОКР в текущих ценах за 2022 год, однако он полностью съедается инфляцией, а в постоянных ценах 2010 года этот показатель даже снизился. Не сильно, но сократилась и доля бизнеса в суммарных расходах на НИОКР по стране — с 29,2 до 28,9%.
Статья по теме: Упал, отжался, рванул
Однако мы, журналисты, пишущие про реальный бизнес, видим несколько иную картину. Последние два года из сообщений новостных лент о реализованных инвестиционных проектах мы регулярно узнаем, что условием успешной модернизации того или иного производства являлась собственная разработка — либо оборудования, либо технологии, либо продукта.
Это наше наблюдение подтверждают и бизнес-консультанты, ссылаясь уже на микроэкономику. «Мы работаем с компаниями в двадцати отраслях экономики и видим всю их затратную часть, и ответ на ваш вопрос однозначный: да, бизнес начал инвестировать в НИОКР», — говорит Роман Копосов, заместитель директора и руководитель направления «Стратегическое планирование» в АРБ Про (стратегический консалтинг в составе ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»). По его словам, это началось даже не два года назад, а еще во время ковида, когда пошли сбои в логистических цепочках; СВО же лишь окончательно убедила бизнес в необходимости заниматься локализацией и разработками.
Впрочем, в ГК «Институт тренинга — АРБ Про» признают, что даже среди их клиентов — компаний, как правило, мотивированных на развитие, есть такие, которые сегодня предпочитают импортозамещению и НИОКР более простые решения. «Многие компании нацелены на то, чтобы возить продукцию из Китая. Скажем, электротехнические компоненты: контроллер, сборные узлы для бытовой техники, системы приборов учета электроэнергии, электрические шкафы — они и сами могут это сделать, но считают, что в Китае все стабильнее, проще, надежнее и дешевле. Даже если придет бракованный товар, они его выбросят, потому что взамен им привезут бесплатно новый», — рассказывает Демид Голиков, директор АРБ Про (стратегический консалтинг). По его словам, вследствие этой логики в целом микрорайоне Санкт-Петербурга, где он живет, из-за поломок электроаппаратуры на ТЭЦ в ожидании поставки импортных запчастей отключают на сутки водоснабжение и отопление. «Это какие-то простые железячки, которые переключают что-то при изменении давления в системе ТЭЦ, мелочь, но спрос на них колоссальный и колоссальные задержки в поставках», — поясняет он. Однако для потенциального инвестора аварии на ТЭЦ не аргумент. По оценке Голикова, такой подход исповедует большая часть бизнеса, тогда как на инновации взяли курс в каждой отрасли, условно, половина из первой десятки игроков или двадцатки, если отрасль большая.
Таким образом, налицо два разнонаправленных вектора бизнес-стратегий, и тот из них, который предполагает создание в производственных компаниях инновационного контура, относительно новый для российского рынка. Попробуем рассмотреть этот вектор изнутри и оценить его потенциал, чтобы ответить на вопрос, что он реально дает бизнесу.
Они не лузеры, у них другая философия бизнеса
Возвращаясь к поставкам комплектующих для электротехники из Китая, о чем рассказывал Демид Голиков. Здесь, очевидно, работает старая логика, преобладавшая у нас в течение трех десятилетий, когда не только НИОКР, но и вообще производство в России считалось чем-то избыточным и малоэффективным. Компании, которые и до СВО, и до пандемии инвестировали в локализацию и разработки, если и не выглядели маргиналами каждая в своей отрасли, то уж точно не принадлежали к мейнстриму. И для такого взгляда были объективные основания: НИОКР зачастую не давали бизнесу явных преимуществ по сравнению с конкурентами.
Компания «Победа-1» вложилась в разработку и запуск инновационного производства мицеллярного казеина — концентрированного молочного белка, основы заменителей грудного молока
Как нам рассказали в компании «Лазеры и аппаратура», выпускающей в Зеленограде лазерное промышленное оборудование, с самого основания в 1998 году они вели разработки, шаг за шагом обновляли элементную базу станков. Сегодня на их счету 48 патентов и свидетельств на изобретения и полезные модели. Производство полного цикла локализовано на 85‒90%.
Рынок же все эти годы был безразличен к их усилиям: от российского оборудования по умолчанию ждали базовых и дешевых решений, а за высокотехнологичным оборудованием потребитель обращался к брендам из Европы, США и Японии. По этой же причине не заморачивались с НИОКР другие российские производители, рассудив, что в отведенной им рыночной нише эффективнее собирать аппаратуру из китайских комплектующих.
Все изменилось в феврале 2022 года, когда мгновенный, в течение месяца, уход иностранных компаний (они отказались даже от обслуживания уже имеющихся в России станков и обновления ПО) оголил три больших сегмента оборудования, а «Лазеры и аппаратура» смогли так же быстро их заместить. Речь идет о станках для пятикоординатной многоосевой обработки — аналоге решений от немецкого и американского брендов, а также о двух аддитивных технологиях печати металлопорошком — SLM и DMD. Уже в 2022 году компания произвела в три раза больше оборудования, чем годом ранее.
В 2023 году «Лазеры и аппаратура» взяли еще одну высокую планку, запустив в декабре производство станков прецизионной ультрафиолетовой лазерной микрообработки. Речь идет о технологии последнего поколения, которую называют «лазером завтрашнего дня», востребованной прежде всего в микроэлектронике, поскольку она обеспечивает максимальную точность обработки. По словам исполнительного директора компании Анны Цыганцовой, они начали вести эту тему еще в 2019 году. Однако, несмотря на имеющийся задел, за последние два года пришлось потратить еще 400 млн рублей, или 30% оборота, на НИОКР. Кроме того, под новое производство были расширены на 30% цеха узловой сборки и механообработки, и теперь компания может выпускать до 50 машин в год — это, по предварительной оценке, половина существующего спроса.
Трудно назвать стандартной и стратегию «молочного короля» из Свердловской области Сергея Майзеля, который в 2020 году вложился в российскую разработку заменителя грудного молока. Речь идет о мицеллярном казеине — концентрированном молочном белке, получаемом методом микрофильтрации, благодаря чему он легче усваивается. Рынок был и до сих пор остается полностью (на 94%) занятым швейцарской Nestle и французской Danone. Тем не менее уральский бизнесмен на основе запатентованной технологии инициировал проект «Победа-1» стоимостью 1,5 млрд рублей по строительству в Ханты-Мансийском АО производства белковой основы сухих смесей для питания новорожденных и детей до шести месяцев. В декабре этого года опытное производство стартовало. После выхода на полную мощность в 2025 году планируется выпускать до 4000 тонн продукта, или 100% объема внутреннего рынка.
Еще один яркий пример необычной мотивации в бизнесе — компания «ВМПавто», открывшая на днях на своем заводе в Санкт-Петербурге производство автомасел с пакетом присадок европейского качества. Как и в случае «Лазеров и аппаратуры», этот амбициозный проект стал возможен благодаря многолетнему опыту компании в НИОКР. «ВМПавто» с 1996 года специализируется на разработке и производстве широкого спектра смазочных материалов, являясь обладателем 47 патентов. Что касается автоприсадок, то заниматься этим направлением компания не планировала. Однако несколько лет назад по просьбе одного клиента-китайца они почти что бескорыстно разработали присадку для двигателя автомобиля BMW новой модели. Неожиданно для разработчиков их присадка стала хитом рынков стран Юго-Восточной Азии, где она разошлась как универсальная, снижающая износ любого мотора в пять раз. Собственно, свою нынешнюю новинку — пакет присадок — «ВМПавто» изначально позиционирует уже в качестве универсального продукта, годящегося для широкого спектра автомобильного транспорта и даже для авиации.
В этой истории, как в капле воды, отразилась философия бизнеса Василия Кузьмина, директора и основателя «ВМПавто», которую он описал в книге «Неброуновское движение»: целью своей компании он считает развитие и долгосрочное выживание, чему подчинено и распределение прибыли, в том числе, в пользу НИОКР.
Похоже, такое целеполагание близко и другим предпринимателям-инноваторам. К сказанному следует добавить такой мотив, как достижение определенного технологического уровня компании, на что обращает внимание Анна Цыганцова: «Последние годы в лексикон вошел термин “технологический суверенитет”. Нам это ближе, потому как разработки — это и есть технологический суверенитет, независимость от внешних факторов. Это возможность и производить сложные типы оборудования, и обеспечивать производство конечных изделий».
Итак, вырисовывается простая логика инновационного бизнеса: от мотивации к устойчивому развитию и достижению технологической независимости — к созданию в компании инновационного контура, или ядра. Но технологический суверенитет означает не что иное, как мировой уровень разработок, поэтому с точки зрения бизнес-прагматики речь здесь идет о прямом пути на глобальный рынок.
Причем опыт показывает, что инновационный контур может появиться в бизнесе на любом этапе его развития (при соответствующей мотивации). Сошлемся на примеры компаний — звезд FMCG-рынка: «Эфко», «Сады Придонья», «Сплат», — стартовавших в свое время как обычные производственные и торговые предприятия. Сегодня «Эфко» выходит на мировой рынок инновационных пищевых продуктов — заменителей мяса и сладких белков, а также БПЛА. «Сады Придонья» лидируют на внутреннем рынке растительного молока. «Сплат», по непроверенным данным, инвестирует в разработку БАДов.
Выбор инновационного пути развития необязательно означает создание внутри компании полного цикла разработок, можно использовать и чужие изобретения
По словам Романа Копосова, «принципиально важно, чтобы идея о необходимости инноваций в компании укоренилась, то есть появился процесс, который позволяет довести сырую идею до идеи обдуманной, обсчитанной, у которой есть небольшой, но уже бизнес-план, идеи, в которой уже можно тестировать гипотезы».
Инноваторы от безысходности
К началу 2022 года в России существовала довольно широкая прослойка компаний, которые стремились модернизировать производство за счет импорта европейских технологий. Однако в их планы вмешалась геополитика, и западное оборудование стало недоступно. Под ударом оказались уже начатые инвестпроекты, а найти адекватную замену технологических партнеров в дружественных странах удалось не всем. В результате образовался целый пул компаний, вынужденных заняться собственными разработками, так сказать, от безысходности.
Забегая вперед, приведем слова заместителя генерального директора одной из этих компаний — «Полимертехком» — Ивана Гатальского: «Все не так сложно, как нам рисуют». Им удалось в кратчайшие сроки разработать оборудование и рецептуру сырья для производства полиуретановых рукавов, которые используют в ремонте канализационных труб, и запустить в Московской области серийное производство этой инновационной продукции.
В патовой ситуации руководство «Полимертехкома» оказалось накануне СВО, когда в 2021 году их немецкий партнер под предлогом «чей Крым» внезапно вышел из проекта по строительству завода, начатого еще в 2017 году. По договору российская сторона занималась стройкой, а немцы отвечали за технологическую начинку. Пришлось срочно сформировать собственное проектное подразделение из трех человек. К счастью, бывший партнер на неформальном уровне оказал поддержку: в Германии представителей «Полимертехкома» ввели в курс дела на уровне теории, разрешили сфотографировать оборудование. Правда, за помощью в разработке сырья — специальной смолы, из которой делают полимер для рукава, — «Полимертехком» обратился к российским химическим предприятиям. Всего на НИОКР ушел год. Затем отечественным производителям был сделан заказ на изготовление сконструированной линии, а также компонентов сырья для нового производства. После выхода на полную мощность в 2024 году завод сможет покрыть в полтора-два раза потребности российского рынка в инновационном ремонте труб.
Аналогичный стресс пережили в компании «Босла», построившей в 2021 году под Калугой завод по выпуску самоклеящихся материалов для этикеток, а в 2022-м оказавшейся перед фактом ухода с рынка западных лицензиаров технологий производства. Тогда в «Босле» создали высокотехнологичную лабораторию, где к концу 2023 года была разработана оригинальная линейка самоклеящихся лент. При этом разработчики столкнулись с отсутствием в России какого бы то ни было сырья, и перед ними теперь поставлена более амбициозная задача — в ближайшем будущем довести локализацию продукта до 100%, то есть создать рецептуры и технологии производства всех компонентов, от клеевой основы до силиконизированной бумаги.
Компания «Полимертехком» за год самостоятельно разработала оборудование и сырье для импортозамещающего производства полимерного рукава, который предназначен для ремонта труб
Нетрудно заметить, что сама жизнь подталкивает инноваторов «от безысходности» к тому, чтобы стать инноваторами по убеждениям, создав у себя тот самый инновационный контур. И в компании «Босла», судя по всему, стратегический выбор уже сделан, что, впрочем, неудивительно: рынок самоклеящихся этикеток растет на 15‒20% в год.
Что касается других игроков, засветившихся с вынужденными инновациями, то однозначный вывод на их счет сделать пока трудно. Мы видим, что, к примеру, «Метеор лифт», локализующий в Санкт-Петербурге производство бывших американских лифтов Otis, в ближайшие два года обречен на ведение серьезных разработок, поскольку необходимо сделать собственный частотный преобразователь, обеспечивающий плавный пуск и торможение кабины лифта. Иначе не получится выйти в сегмент скоростных лифтов.
Или взять петербургскую компанию «Инстелрус», запустившую завод по выпуску стеклянных конструкций с экстремальным углом гнутия — их применяют в строительстве, лабораториях и в чистых помещениях на фармацевтических производствах, в микроэлектронике, автомобилестроении. Компания и раньше выпускала цельногнутое стекло наряду с другими видами спецстекла. Но теперь она намерена углублять свои компетенции именно в разработке цельногнутой продукции и для подготовки кадров разработчиков создает учебный центр.
Стимулом встать на инновационный путь для кого-то могут послужить капиталовложения, которые были сделаны с целью осуществить первую разработку. Так, барнаульский производитель оборудования для кондитерской промышленности «Аксоид» первым в России создал кулер для охлаждения хлеба, превзойдя по функционалу и соотношению цены и качества итальянские аналоги. А для обеспечения инновационного процесса и снижения себестоимости комплектующих запустил собственное литье и токарный цех.
В конце концов, выбор инновационного пути развития необязательно означает создание внутри компании полного цикла разработок, можно использовать и чужие изобретения. Вот два случая, когда обычные компании для достижения своих стратегических целей привлекли разработки внешних авторов. Одна разработка — середины 2000-х, так называемый сухой диспергатор для переработки ламинированных бумаги и картона пермской компании «Парматех» — оказалась востребована производителем упаковки для молока — московской компанией «Ламбумиз». Последняя на основе этой технологии запускает новое направление бизнеса — утилизацию упаковки тетрапак и производство вторсырья и планирует масштабировать его по всей России.
Другую разработку — умную систему внесения гербицидов, принадлежащую стартапу «Гринсканер» из Благовещенска, — использовал самарский производитель сельхозтехники «Пегас-Агро», оснастив этой системой свой самоходный опрыскиватель.
Любое партнерство в НИОКР оправданно, к нему прибегают даже самые крутые компании-инноваторы, такие как «Лазеры и аппаратура. «У нас производство полного цикла: свое конструкторское бюро, свои технологи, свои схемотехники и программисты. Однако по некоторым проектам и тематикам для большей эффективности мы ведем совместные работы с разными вузами или коллективами разработчиков», — свидетельствует Анна Цыганцова.
Все это открывает, по сути, безграничные возможности для инновационного тренда в бизнесе. Особенно в тех отраслях, где уровень отечественных технологий позволяет удовлетворять спрос с нормальной рентабельностью для производителей. По мнению Романа Копосова, лидерами в ближайшие годы будут инженерия, строительство, промышленная и строительная химия, не говоря уже о FMCG-продуктах и ПО.
Станки СЛП520 пятикоординатной многоосевой обработки — аналог высокотехнологичного оборудования западных брендов, созданный после их ухода с российского рынка компанией «Лазеры и аппаратура»
Что касается сферы ПО, то Демид Голиков полагает, что Россия вообще может войти по уровню разработок и внедрения место в первую десятку стран. Это объясняется рядом причин. «Способность наших людей принимать инновации выше, чем в Западной Европе и глубинной Америке, о чем свидетельствует высокая доля онлайн-торговли, доля пользователей интернет-сервисов. И эта отзывчивость к новому коррелирует с уровнем инженерно-математической школы, недаром Россия — одна из лидирующих стран по доле молодежи, зарабатывающей на IT-продуктах, — поясняет он. — Кроме того, из-за недоступности многих западных технологий нам придется замещать онлайн-сервисы, которые по определению не могут быть отсталыми, и интернет вещей в промышленности, от управления которым отказались иностранные партнеры».
Ресурсов хватит на всех
Пожалуй, главный стереотип, существующий в массовом сознании в отношении НИОКР, — что это дорогое удовольствие, доступное лишь богатым предприятиям. Это не так. Среди приведенных выше примеров нет ни одного бизнес-гиганта даже по российским меркам. По некоторым оценкам, оборот типичной российской компании-инноватора исчисляется сотнями миллионов рублей. Но это не нижний порог, недавно «Монокль» познакомил читателей с проектом омского предпринимателя по производству инновационного зубного геля, в запуск которого вложено 500 тысяч (подробнее см. «Гель вместо бормашины», № 7 за 2023 год).
По мнению Романа Копосова, у бизнеса в принципе есть финансовые резервы, просто раньше компании направляли их больше на экстенсивное развитие, наращивание мощностей, а теперь многие стремятся обезопасить себя с точки зрения сырья и оборудования. Кроме того, компании могут находить и финансовых партнеров для НИОКР. К примеру, в компании «Лазеры и аппаратура» рассказали, что иногда помимо собственных средств привлекают средства своих заказчиков, организуя совместные проекты. Благодаря этому компания может позволить себе планировать увеличение финансирования НИОКР, в частности чтобы довести уровень локализации до 100%. «Наши основные направления работы сейчас — это оборудование для многокоординатной автоматической обработки бесконтактными методами, оборудование для микроэлектроники и оборудование для аддитивных технологий. Речь идет не только про оборудование целиком, но и про его ключевые узлы и модули — это все довольно сложно и в техническом плане и требует существенных затрат по времени и, конечно, увеличения финансирования».
Почти ничего не стоит потенциальному инноватору использование богатого интеллектуального ресурса, накопленного в библиотеке Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР). Как рассказал Демид Голиков, руководство ВОИР и его многочисленных региональных отделений охотно идет на сотрудничество, и хотя этот ресурс не оцифрован, то есть там нет сквозной базы виртуального поиска по 3D-модели и по фотографии, как у американцев и китайцев, все равно с этими данными можно работать. Другое дело, что бизнес в массе своей явно пренебрегает такой возможностью, как и шансами подключить ресурс, скажем, исследовательских университетов. В упомянутой выше истории про инновационный зубной гель речь шла о том, что разработчик продукта — Омский государственный медицинский университет — является обладателем патентов на целую линейку прорывных зубных препаратов, однако покупателей лицензий на них пока не нашлось.
Несколько лет назад присадка для двигателя BMW, выпущенная компанией «ВМПавто», стала хитом рынков ЮВА. Сегодня разработан пакет присадок европейского качества для широкого спектра автомобилей
Главный стереотип, существующий в массовом сознании в отношении НИОКР, — что это дорогое удовольствие, доступное лишь богатым предприятиям. Это не так
Ирина Дежина, руководитель департамента анализа научно-технологического развития Сколковского института науки и технологий, возлагает большие надежды на то, что к теме инноваций стало проявлять интерес государство. В 2023 году появилась Концепция технологического суверенитета, которая вводит новое понятие — собственные линии разработки. «Это стимулирует взаимодействие средних технологических компаний и университетов. В частности, появляются инициативы, когда ведущие университеты, имеющие хорошую материально-техническую базу, и компании инициируют разработки вплоть до прототипов, которые затем компании используют при организации производства», — уверена она.
Хотя государство и раньше откликалось на «низовую» инициативу бизнеса в области инноваций. В частности, компания «Победа-1» еще в 2021 году на свой проект, связанный с заменителем грудного молока, получила правительственную ссуду в объеме 300 млн рублей в рамках программы импортозамещения. В компании «Лазеры и аппаратура» сообщают о субсидиях, которые они получают в последние годы от Минпромторга.
Однако, по мнению Романа Копосова, государственная политика в области инноваций нуждается в большей системности. «Да, все мы знаем, что ФРП делает много замечательных проектов, должна заработать промышленная ипотека. Но я надеюсь, что ЦБ и Минфин придут к пониманию необходимости нулевых кредитов либо к мысли о возмещении затрат на разработки». Демид Голиков отмечает, что государственные институты, по сути, подменяют у нас венчурное финансирование, в связи с чем их роль возрастает.
К вопросу о несистемности государственной инновационной политики. В компании «Полимертехком» рассказали об одном вопиющем эпизоде из своей истории — про строительство инновационного предприятия. Из-за бюрократических проволочек на уровне региона открытие уже построенного завода затянулось на полгода, даже прием заявки на ввод в действие отклонялся семь раз, и каждый раз по новой причине. В компании недоумевали: получалось, что при подаче заявки она направлялась новому специалисту, который находил новое замечание, и заявка не рассматривалась. Пришлось писать лично губернатору. Заметим, что строительство завода обошлось в 580 млн рублей — для бизнеса примерно с таким же оборотом упущенная выгода за полгода простоя слишком велика.
Реальный барьер на пути к инновациям специалисты видят также в психологии бизнесменов. Зачастую для создания контура НИОКР необходимо привлекать в компанию новые управленческие кадры, поскольку старые кадры не могут выйти из зоны комфорта текущей продуктовой и технологической парадигмы. Неизбежен конфликт, в котором не всегда побеждают инноваторы.