Конспект занятия является частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников средней группы детского сада; конспекты представлены последовательно на канале ОбРаз.
В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.
Уважаемые коллеги, подписывайтесь на мой канал! Хочу быть вам полезной.
В конце статьи - "волшебная фраза" специально для Тебя на сегодня))
Занятие № 23.
Задачи:
Формировать представление о (об):
· понятии «половина»;
· отношениях между частью и целым.
Продолжать формировать представление о (об):
· цифрах как условных знаках, обозначающих числа (уровень узнавания) – цифры «1,2,3,4,5,6,7».
Продолжать развивать умение:
· сосчитывать группу предметов количественным счетом (1,2,3,4,5,6,7);
· устанавливать отношения между группами предметов опосредованно (через число, полученное в результате счета).
Воспитывать:
· культуру познания, интеллектуальные чувства;
· чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.
Наглядный материал: целый круг (диаметр около 25 см), две половины круга такого же диаметра; 2 прямоугольника (примерно 10х20 см).
Раздаточный материал: по 3 прямоугольника (примерно 9х12см), карандаш, наглядное пособие
Предварительная работа: чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка».
Ход занятия.
1. – Помните, мы читали сказку «Два жадных медвежонка»? Правильно ли делила сыр лиса?
- Как надо было разделить сыр? (пополам, на две равные, одинаковые части)
- Если бы медвежата знали, как разделить пополам, то каждому бы досталось по половине, по одинаковой части сыра.
- Хотите научиться делить на две одинаковые половины?
Воспитатель показывает бумажный круг.
- Представьте, что этот круг – это головка сыра.
- Сейчас я сложу его пополам, точно подравняю края… проглажу линию сгиба.
- На сколько частей мы разделили круг? (на две).
- Я сейчас разрежу точно по линии сгиба.
Воспитатель разрезает круг пополам; выставляет обе части на доску.
- Покажите одну из двух частей.
Ребёнок показывает на доске.
- Покажите ещё одну из двух частей.
- Что больше: целый круг или его часть?
Если вопрос вызывает затруднение, воспитатель может предложить сравнить часть и целое способом наложения части на другой целый круг такого же размера.
- Что меньше: целый круг или его часть?
- Какая из частей больше? Какая меньше? (они равные)
- Как это проверить? (наложить одну часть на другую).
После проверки:
- Две части - равные, значит, мы можем их назвать половинами.
- Что больше: целый круг или его половина? Что меньше: целый круг или его половина?
- Вспомним опять сказку «Два жадных медвежонка»; как лиса делила сыр. Можно ли назвать каждую из частей сыра половиной? Почему? (половина получается, когда разделили что-то на две равные части).
2. – Уметь делить на две равные части, половины, очень важно в художественной деятельности – аппликации, конструировании из бумаги. Вспомните, мы когда-нибудь делили лист пополам? Что мы делали, какую поделку?
- А сегодня я предлагаю вам сделать себе блокнотик из таких полосок бумаги - прямоугольников. Для этого надо сложить каждую прямоугольник пополам; складывать надо точно, чтобы совпадали все стороны и углы. Вот так.
Воспитатель складывает пополам прямоугольник большего размера, чем заготовки на столах у детей. Затем разворачивает его и обращает внимание на половины.
- Посмотрите, мы разделили прямоугольник пополам, на две равные части – половины. Вот одна половина, вот – другая.
- Когда вы сложите все прямоугольники пополам, вот так надо собрать блокнотик.
Сложенные пополам прямоугольники вкладываются один в другой.
- Потом можно будет скрепить страницы клеем или ниткой, я вам помогу.
Дети выполняют задание. Тем, кто раньше остальных справится с работой, можно предложить дополнительные заготовки.
Воспитатель проводит индивидуальную работу, в т. ч. задаёт вопросы: «Равные ли части у тебя получились? Сколько частей? Как можно назвать обе части? Половина больше или меньше всего прямоугольника?»
3. Физминутка, предложенная воспитателем или детьми.
4. Дети садятся за столы.
Перед ними наглядные пособия. Задание: соединить (провести линию карандашом) изображения с цифрой, которая обозначает их количество.
Воспитатель проводит индивидуальную работу.
5. Рефлексия.