Найти в Дзене
Матрёшка и Неваляшка

Уроки географии в СССР — полное искажение действительности, как и многие другие предметы советской школы

Сначала этот предмет толком и не преподавали — в 1924 году физическую географию даже исключили из учебных планов. Но в тот период сама система советского школьного образования еще складывалась, реформировалась и представляла собой хаос. Но 16 мая 1934 г. все изменилось — из-за Постановления Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании географии в начальной и средней школе». Власти масштабно подошли к вопросу: инициировали издание журнала «География в школе», разнообразных карт и географической литературы, вернули в школы курс физической географии, рассчитанный на 5-летнее изучение: элементарную географию школьникам «давали» в 3 и 4 классах, в 5 — основы землеведения, в 6 — географию материков и в 7 — физическую географию СССР. Возрождение интереса к географии: 1930-1940-е Понятно, что просто так советское правительство ничего не делало. Вернуть географию в школу его заставили и внешние, и внутренние факторы. Советских людей воспитывали интернационалистами. В 1930-е они с
Оглавление

Сначала этот предмет толком и не преподавали — в 1924 году физическую географию даже исключили из учебных планов. Но в тот период сама система советского школьного образования еще складывалась, реформировалась и представляла собой хаос.

Но 16 мая 1934 г. все изменилось — из-за Постановления Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании географии в начальной и средней школе». Власти масштабно подошли к вопросу: инициировали издание журнала «География в школе», разнообразных карт и географической литературы, вернули в школы курс физической географии, рассчитанный на 5-летнее изучение: элементарную географию школьникам «давали» в 3 и 4 классах, в 5 — основы землеведения, в 6 — географию материков и в 7 — физическую географию СССР.

Возрождение интереса к географии: 1930-1940-е

Понятно, что просто так советское правительство ничего не делало. Вернуть географию в школу его заставили и внешние, и внутренние факторы.

Фото new.sovtime.ru
Фото new.sovtime.ru

Советских людей воспитывали интернационалистами. В 1930-е они следили за судьбоносными событиями на разных концах земного шара — то «вспыхивала» Испания, то Китай, мир жил военными конфликтами, приведшими ко Второй мировой войне.

А уж когда началась ВОВ — в Союзе было не найти такого учреждения, где не повесили бы на стене карту. На нее прикалывались флажки передвижения фронтов и войск. У многих такие карты висели даже дома. И взрослые, и дети слушали военные сводки и приказы Верховного главнокомандующего по радио.

Голос Левитана намертво врезался в память — и дети невольно усваивали географическую номенклатуру — названия стран, населенных пунктов, морей и рек, прочих географических объектов. Всем было любопытно, где одерживают победы советские войска. К тому же это была Отечественная война, фактически каждая семья проводила на фронт родного человека, а то и нескольких. Из писем узнавали, где находится воин.

Географические названия, звучавшие по радио, становились чем-то близким — наш папа сейчас под Сталинградом, полк мужа идет к Берлину…

Еще один фактор, способствовавший росту интереса к географии, — особенности жизни Советской страны. Советские люди были исследователями и героями.

  • Летчики, совершающие дальние перелеты.
  • Полярники, исследовавшие вечную мерзлоту.
  • Храбрые пограничники, охранявшие границы СССР от проникновения любого врага.
  • Первые пятилетки и мощные стройки в разных концах страны.

Это была и героика, и романтика — и это живо интересовало советских детей. Не пустым звуком были слова песни: «Человек проходит как хозяин необъятной Родины своей.».

Но в послевоенное время с преподаванием школьной географии начали твориться странные вещи. Хотя и совершенно объяснимые.

«Сталинская» география

Как и многие другие предметы в советской школе, география неумолимо превращалась в орудие пропаганды и обработки неокрепших умов согласно линии партии. Введение в физическую географию открывалось обзором географического положения Советского Союза. На самом деле это было, так сказать, введение в основы патриотизма: «Уже только беглого знакомства достаточно, чтобы убедиться в величии нашей Родины».

Фото kvotka.ru
Фото kvotka.ru

Честное слово, нет ничего плохого в том, чтобы осознавать величие собственной родной страны. Но не за счет же откровенных спекуляций на ее размерах! Исключительность и первенство — не повод для превосходства. Как говорит нам народная мудрость, бывают случаи, когда «велика фигура — да дура».

Но школьники должны были прочно усвоить: СССР самая лучшая и важная страна, так как обладает самой обширной территорией! Тогда учителями активно практиковался такой прием: сравнение административных единиц СССР с капиталистическими странами. Дети усваивали, что на территории Камчатки поместится целых 3 Франции.

А 3 государства вместе взятые — Лихтенштейн, Монако и Андорра — меньше территориально, чем Хабезский район. А он в Ставрополье самый маленький! А некоторые наши совхозы больше Бельгии.

В общем, по мнению советской школы, «европейские государства — ничтожные карлики в сравнении с великим СССР».

Политическая карта мира тех лет
Политическая карта мира тех лет

В методичках для учителей прямо указывалось, что так формируется любовь к нашей советской Родине — ученик должен гордиться своей огромной страной. Ведь она совершенно исключительна даже с географической точки зрения:

«Нигде, ни в одном государстве мира нет в земных недрах столько нефти, железа, марганца, золота, калия… Нигде нет такой обширной и плодородной черноземной степи, как у нас. Океан колосьев раскинулся от Карпат до Алтая. И нигде нет столько ценного леса… Океан хвои… Наш Байкал – самое глубокое, а наш Каспий – самое большое озеро в мире…»

Так географическое превосходство становилось в сознании детей политическим. Первое в мире государство рабочих и крестьян выделила среди других сама природа, столь щедро одарив его своими ресурсами. Советская Арктика лучше, чем иностранная, Памир значительно превосходит какие-то там Альпы, Каспий богаче рыбой, чем Ньюфаундленд… в эту игру можно было играть до бесконечности.

Опять посмотрим в методичку: «География позволяет сравнивать советскую страну с буржуазными и показывать преимущества социалистического строя».

А зачем тебе другие?

Заметьте, постоянное сравнение Союза с другими странами в пользу СССР имело и еще одну, менее явную цель.

-4

Множество романтичных советских детей бредило путешествиями, зачитывалось приключенческими книгами о дальних странах. Но государству было совершенно невыгодно показывать своим выросшим гражданами, как живут проклятые капиталисты. Поэтому им еще в детском возрасте внушалось, что за границей им просто нечего делать — дома-то интереснее!

Существовала такая популярная детская книга — «Занимательное краеведение», написал ее некто В. Г. Гниловской.

-5

Сюжет: юные краеведы находят путевой дневник, утерянный некой экспедицией. Дети расшифровывают записи и выясняют, что путь экспедиции лежал среди гор и прерий, зарослей сахарного тростника, солончаков, кочующих озер, мандариновых рощ. Члены экспедиции восхищались орхидеями, обнаружили останки экзотических зверей: жирафа и тапира. Где же пролегал маршрут загадочной экспедиции?

Школьники в книге бурно обсуждают этот вопрос. Один предполагает, что путь лежал через Африку. Второй доказывает, что тапиры там не живут. Третья абстрактно предлагает южное полушарие. Все вместе предполагают открытие какого-то неизвестного острова рядом с Антарктидой… Но разгадка оказывается ошеломляющей! Все богатства природы и удивительные находки обнаружены все в том же советском Ставропольском крае!

Ну и зачем куда-то ехать из такой чудесной страны, где по Ставрополью лежат ненайденные черепа тапиров и прочих носорогов? И если так богат оказался единственный регион — то сколько же чудес рассеяно по всей огромной стране? Вот и путешествуй по ней. За границей все равно тебя уже ничем не удивишь. «На земле много стран. Но наша страна не похожа ни на одну их них. СССР – первое в мире социалистическое государство». Первое, лучшее, исключительное.

Спад интереса

Но патриотические заклинания не подействовали. Послевоенная история географии в школе — в общем-то хроника утраты ее роли и интереса к ней и у детей, и у всего общества. В 1960-е было опубликовано интересное исследование (его проводил педагог А. В. Даринский). Ученикам-восьмиклассникам было предложено ранжировать предметы — от более важных и интересных к менее значимым. Составить рейтинг.

На последних местах оказались география, биология и иностранный язык.

Воспевание успехов социалистического строительства всем надоело, «заграница» интересовала все больше (к тому времени советские граждане уже активно путешествовали и кое-что успели увидеть). А географию преподавали по-старому. И по-прежнему заставляли школьников тратить время на разрисовывание цветными карандашами «слепых» контурных карт.

-6

Я сам прилежно разрисовывал. Географических знаний это занятие не прибавляло — без интереса не может быть знаний.

Да что там, мой сын в начале 1990-х учился у пожилого географа — реликта советской школы. Тот с маниакальным упорством заставлял детей показывать на карте изменчивые границы нашей страны — то СССР, то СНГ (показывать нужно было и те, и другие). Гордо носил на лацкане пиджака значок с портретом Сталина. А также требовал непременно знать американскую военную базу на Кубе — Гуантанамо. Почему именно ее — тайна сия велика есть…

А как вам преподавали географию в СССР? Вы любили этот предмет или терпеть не могли? Поделитесь в комментах!