Найти тему

От Рианны до Ким Кардашьян. Почему винтаж стал трендом



Винтажные наряды все чаще можно увидеть на красных ковровых дорожках и в соцсетях инфлюенсеров. Рассказываем, почему вещи с историей идеально вписываются в устойчивую повестку и приходятся по душе поколению зумеров
Вконце января 2022 года по соцсетям разлетелись фотографии беременной Рианны. Для своего первого публичного появления в роли будущей матери певица выбрала винтажное пальто Chanel из коллекции 1996 года и архивную подвеску Christian Lacroix 1980-х годов.

Рианна — не единственная, кто демонстрирует любовь к винтажу. Меган Маркл появилась в пальто от Dior из коллекции 1960 года на одном из праздников королевской семьи, а Ким Кардашьян заметили в платье Alexander McQueen 2003 года на вечеринке в честь вручения Оскара в 2020 году. Коллекционер и владелица винтажного бутика Шери Балч считает, что теперь носить винтаж — скорее новая норма. «Раньше женщин учили никогда не появляться на публике дважды в одном наряде. А сейчас почти так: почему ты все еще не появлялась в винтаже на красной ковровой дорожке — что с тобой не так?», — говорит она в интервью New York Times.

Секонд-хенд и винтаж: в чем разница
Растущий интерес потребителей к вещам из чужих гардеробов подтверждают цифры: если в 2012 году рынок ресейла оценивался в $11 млрд, в 2021 — в $36 млрд, а к 2025 эта цифра может достигнуть $77 млрд. В 2016 году 45% женщин были готовы покупать подержанные вещи, а в 2018 — уже 64%.

Однако не любые уже принадлежавшие кому-то вещи можно считать винтажными. По словам историка моды Аси Аладжаловой, они должны быть созданы как минимум 30 лет назад — хотя, отмечает эксперт, в последние несколько лет эта граница сдвинулась до 20 лет, и к винтажу относят и вещи эпохи начала «нулевых». Второе важное условие: винтажная вещь отражает тенденции своего времени.


Социальная экономика
Что такое ностальгия и как она влияет на поп-культуру
«Винтаж — это устойчивый набор признаков, характерных для конкретной эпохи. Но сейчас и это тоже размывается. Например, 1990-е — они же очень неоднородные. Что является устойчивым стилистическим признаком 1990-х? Дурновкусие, малиновый пиджак, то и другое? «Девяностые» потому такие привлекательные, что они разные. Как мне кажется, винтаж становится более инклюзивной историей, потому что теперь можно пойти к бабушке или даже к маме и выудить из ее гардероба вещичку, которая вполне себе может претендовать на то, чтобы называться винтажной», — считает шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура» Людмила Алябьева.

Аладжалова отмечает, что разница между винтажом и секонд-хендом стирается, в том числе и для покупателей: «Сейчас все больше людей, особенно молодых, «зумеров», покупают подержанные вещи, потому что это экологично, а не потому что они хотят воспроизвести определенную эпоху. И в этом смысле им все равно, винтаж ли это или секонд-хенд. Они скорее смотрят на состав, на то, можно ли будет вещь потом переработать».

Винтаж — это экологично
Потребители действительно все больше озабочены влиянием своего гардероба на окружающую среду. 67% участников опроса консалтинговой компании McKinsey ответили, что экологичность материалов — важный для них фактор при принятии решения о покупке, 63% — что они обращают внимание на устойчивость бренда в целом.

Винтаж отвечает принципам устойчивой моды. Это уже произведенная одежда — а именно с этапом производства связано наибольшее негативное влияние моды на окружающую среду. По данным Института мировых ресурсов, до 96% выбросов парниковых газов модной индустрии связано с получением сырья и производством из него товаров.