Смотри, мы знаем, чему учишь ты:
что все вещи возвращаются и с ними мы сами и что мы существовали уже вечное число раз, и все вещи с нами…
Ты учитель вечного возвращения.
Заратустра
Приветствую всех подписчиков и читателей моего канала!
Давно хочу написать цикл статей о необычных жизненных сценариях. Что я имею ввиду?
Есть привычное течение человеческой жизни: родился, рос, учился, возможно женился, работал, состарился и умер. Конечно, есть множество примеров того, что далеко не все проходят определенные этапы жизни между рождением и смертью. Но усредненно, все мы представляем человеческую жизнь именно так. Неправда ли?
Но есть писатели-фантасты, эзотерики, которые описывают совершенно иные сценарии человеческой жизни. И это ломает привычные шаблоны мышления.
Первый вариант, я называю – вечное возвращение.
Это когда человек, герой произведения, возвращается в одну и ту же жизнь раз за разом.
Вечное возвращение (или eternal recurrence) - философская концепция, которая утверждает, что время повторяется в бесконечном цикле, и что точно такие же события будут продолжать происходить точно таким же образом, снова и снова, в течение вечности.
В первый раз, этот сюжет я прочитала у Петра Успенского, ученика эзотерика Георгия Гурджиева. Его книга называется Странная жизнь Ивана Осокина. Роман был написан еще в 1915 году.
Главный герой книги Иван Осокин, молодой человек, который относился ко всему в своей жизни очень легкомысленно и несерьезно, шел на поводу своих капризов и настроений. В результате этого жизнь его давала крен, то в одну, то в другую сторону, пока не привела к состоянию полного отчаяния.
Единственным выходом герой видел только уход из жизни. Но…
Неожиданно, как в сказке появилось это но…
Происходит встреча с самым настоящим волшебником. Иван рассказывает ему обо всех своих бедах и высказывает пожелание прожить свою жизнь еще раз и исправить все ошибки, которые он совершил.
Волшебник с сомнением качает головой, но дает юноше еще один шанс.
И тот возвращается в свое детство, и проживает все те же самые события еще раз. При этом совершает все те же ошибки и наступает на те же грабли.
Пока в том же состоянии полного отчаяния опять не попадает в дом к волшебнику.
У Осокина кружится голова. Все в каком-то тумане. Неужели, неужели, неужели он сейчас что-то вспомнит? Да, да, вот, оно приходит, пришло!
Это было, действительно было. Так же сидел волшебник, так же говорил те же самые слова. И потом… Вот тут и начинается самое страшное, невозможное, то, чего не хочет и не может допустить ум. Он, Осокин, вернулся туда. Он ясно помнит пробуждение в гимназической спальне, тоску и холод, недоумение и отчаяние… И все пошло, как было раньше. Немец, подушка, оставление без чая, уроки - все, все, как было. И потом дальше и дальше. Мать, исключение из гимназии. И чем дальше, тем меньше памяти, тем больше сливания с жизнью, пока наконец не забыто все, и он не катится, как катятся все… И потом Зинаида. Все, что произошло. Жить невозможно. Невозможно представить себе завтрашний день. И вот он опять у волшебника. Но все, что было, так ясно стоит перед ним. Мелькают картины, обрывки воспоминаний. Сердце пронизывает острая боль.
- Но ведь это же неправда, - говорит он с ужасом. - Что же тогда остается? Только нет, это невозможно. Если бы я теперь вернулся назад, я бы все сделал иначе. Я так ясно вижу всю дорогу, которая в конце концов привела меня сюда, так ясно вижу все перекрестки и повороты, на которых можно было пойти в другую сторону. Конечно, я теперь не повторил бы этих ошибок.
Подобный сюжет - вечного возвращения, используют братья Стругацкие в своей книге Подробности жизни Никиты Воронцова.
Когда мы знакомимся с Никитой, это советский школьник, родившийся до Великой Отечественной войны. В подростковом возрасте с ним происходит нечто, что друг называет «мозговой болезнью», после чего мальчик в своем дневнике оставляет записи о будущих событиях как своей жизни, так и людей на тот момент ему абсолютно не знакомых.
Никита вплоть до минут записывает время своей смерти. И по ходу книги, мы узнаем, что это предсказание сбывается.
Кстати, Стругацкие называют своего героя путешественником во времени в ограниченных пределах.
Никита Воронцов действительно был путешественником по времени, только не по своей воле и в весьма ограниченных пределах. И выглядело это следующим образом.
Воронцов благополучно доживает до вечера 8 июня семьдесят седьмого года. В 23 часа 15 минут по московскому времени некая сила останавливает его сердце, а сознание мгновенно переносит на сорок лет назад, в ночь на 7 января тридцать седьмого года, где оно внедряется в мозг Воронцова-подростка, причем внедряется со всем опытом, со всей информацией, накопленными за прожитые сорок лет, напрочь вытесняя, между прочим, все, что знал и помнил Воронцов-подросток до этой ночи.
Далее, Воронцов снова благополучно доживает до вечера 8 июня семьдесят седьмого года, и снова та же самая неведомая сила убивает его тело и переносит его сознание, обогащенное, кстати, опытом и информацией новых сорока лет…
Правда, герой Стругацких пытается изменить сценарий жизни. Изменить что-то глобально, например, предотвратить войну с её многочисленными жертвами он не в состоянии из-за огромной глобальности этого события.
Но он пытается уберечь тех, кого он знает. Предупреждает о месте возможной смерти. Пытается задержать человека. Рассказывает о возможных последствиях их решений и намерений.
Но, не может повлиять на неотвратимость судьбы или рока. Даже если человек меняет маршрут своего движения, то он все-равно погибает в установленный кем-то срок. Жизнь стремится вернуться в свое русло, даже несмотря на некоторые изменения в ее узоре.
И так повторялось с ним неопределенное, может быть, и неисчислимое множество раз. Возможно, тысячу и одну жизнь прожил Никита Воронцов. Возможно, в последних своих жизнях он уже давно забыл, когда это произошло с ним впервые. А возможно, впервые это никогда и не происходило…
Следует принять во внимание, что в подробностях все эти его жизни совпадать, конечно, не могли. Слишком много случайностей возникает в каждой жизни, слишком много ситуаций выбора и вариантов ситуаций в микросоциумах. Скажем, в одной жизни Воронцов мог жениться на Вере, в другой — на Клеопатре, в третьей — на Розе, а в четвертой он мог вообще от этого дела воздержаться и дать себе отдых от семейных тягот.
Допускается даже, что когда-то его одолела тоска и он повесился еще до войны, а когда-то его разорвало на куски вражеским снарядом, а когда-то он погиб в авиационной катастрофе задолго до своего срока. Но когда бы и при каких бы обстоятельствах ни прерывалась его жизнь, он неизменно возвращался в ночь на 7-е января тридцать седьмого года и заново начинал очередное сорокалетие.
Как вам такой сценарий?
Кстати, еще в книге про Ивана Осокина Петр Успенский вводит такое понятие как дежа вю.
Дежавю́ или дежа вю (фр. déjà vu) — «уже́ виденное») — психическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации, однако это чувство не связывается с конкретным моментом прошлого, а относится к прошлому в общем.
Не удивлюсь, если многим из вам знакомо это чувство. Ты впервые приезжаешь в какой-то город и ощущаешь, что тебе здесь вроде бы все знакомо. Ты уже был здесь когда-то. Но когда конкретно, вспомнить не можешь.
Или тебя знакомят с каким-то человеком, и ты вдруг понимаешь, что ты его откуда-то знаешь. Но откуда?
Есть ли смысл в подобном сценарии жизни и есть ли выход из этого вечного вращения по кругу?
Стругацкие ответа на этот вопрос не дают. Они просто описывают подобный психофеномен.
А вот ученик Гурджиева дает выход из этой ситуации.
- Вы живете, ни над чем не задумываясь, ничего не стараясь понять. Живете как живется. Не спорьте со мной. Вы говорите, что вы барахтаетесь. Но чего стоит ваше барахтанье? Будьте искренни с самим собой хоть одну секунду, и вы увидите, что я говорю правду.
Подумайте, например, о том, какое количество времени, в сравнении со всем остальным, вы отдаете на то, чтобы понять происходящее, на поиски смысла жизни. И вы увидите, что это время ничтожно мало. Так, иногда, подумаете, между прочим. Все ваше время занято или делом, или развлечениями, или разговорами, или мечтаниями, приятными мыслями или неприятными мыслями, раздражением, страданием. На поиски смысла жизни ничего не остается. Случайно подумаете, когда что-нибудь особенно сильно заденет вас, и сейчас же уходите мыслями в другое.
Вы спрашиваете, как вам выйти из колеса, как начать действовать, менять события, устраивать свою жизнь по своему желанию. Поймите, что если вы опять вернетесь назад таким же, какой вы есть сейчас, то есть таким же слепым и бессильным, повторение всего, что было, неизбежно. Вы не выйдете из колеса, все будет идти, как шло.
Но в то же время есть возможность все изменить и создать другую жизнь. Только для этого нужно многое понять. И прежде чем надеяться изменить свою жизнь, нужно измениться самому. Больше я об этом ничего не скажу. Думайте сами, поймите, чего вам недостает, чего нужно желать и в чем нужно измениться. Научитесь быть недовольным собой. Вы слишком довольны. Вам не нравится то, что с вами случается, а на себя самого вы не умеете посмотреть и не хотите.
Если не хотите возвращаться в прошлое - идите, живите дальше, думайте и боритесь.
Как вам такой ответ волшебника?
А в целом сценарий вечного возвращения привлекает или пугает?
Делитесь своими мыслями в комментариях.
О Других жизненных сценариях можно прочитать здесь
С уважением, ваша Путешественница во времени)))