Найти тему

Вилен Головко-третий: «Человек должен чувствовать себя в воздухе как рыба в воде»

Продолжаем рассказ о династии Головко, поговорим о третьем ее представителе, Вилене Виленовиче. Воздушный гимнаст и руководитель нескольких знаменитых номеров в жанре воздушного полета, он пошел по стопам отца и деда. Сейчас Вилен Головко-третий работает в Казанском цирке: набрал новых артистов и вводит их в свой знаменитый номер «Жар-птицы». Мы поговорили с ним, и вот что он нам рассказал.

«Дебютом для меня стала работа на «ёлках»

Вилен Головко, сын и внук прославленных артистов и режиссеров цирка, родился в 1987 году, работать в воздушном полете начал с 16 лет.

– Это было в цирке на Цветном бульваре, там меня впервые запустили в номер в качестве ловитора. В 16 лет, конечно, мне еще не доверили серьезную трюковую работу — я в качестве ловитора ловил гладкие трюки. И дебютом для меня стала работа на «ёлках», — вспоминает Вилен Виленович. – Получилось так: мы приехали работать на Цветной, и тут наши ловиторы травмировались. Травмировался и сам отец. Такое бывает – полоса неудач. А работать кому-то нужно. Поэтому отец сказал: «Ну давай сам, забирайся, лови». Для меня это стало счастливым шансом: я давно хотел начать работать, но отец не пускал.

Сразу же после дебюта юноша начал усиливать трюки в качестве ловитора – например, в тот же год уже ловил свои первые тройные сальто и 2 бланша (так называется двойное сальто назад прогнувшись). Это очень рано: если вольтижеры могут начать летать с детства, то ловиторы выполняют сложные трюки, только когда у них закончил формироваться скелет – лет с 18.

Однако в работу на манеже со сложными трюками отец Вилена все-таки не запускал — только на репетициях. И только когда юноша уже отслужил в армии и вернулся, у него начался манеж «по полной программе». С тех пор его жизнь связана с воздушным полетом: начинал со знаменитых «Журавлей», работал в «Цирке Дю Солей», в китайском цирке «Чимелонг», где руководил «Трех-параллельным воздушным полетом»…

«Главное, чему научил отец, — не смешивать эмоции с делом»

Первым номером, который Вилен поставил самостоятельно, стал «Аэростат». Это было в 2018-м, после того, как Вилен отработал в китайском Гуанчжоу и вернулся в Россию. Вилен говорит, что без отца ничего не получилось бы: он выступал как наставник, учитель, много подсказывал сыну и советовал, как выстроить номер, как его улучшить.

Во время службы в армии Вилен Головко стал золотым призером  чемпионата пограничных органов ФСБ России по пограничному троеборью.
Во время службы в армии Вилен Головко стал золотым призером чемпионата пограничных органов ФСБ России по пограничному троеборью.

После успеха «Аэростата» у Вилена возникла идея усовершенствовать номер «Жар-птицы». Когда-то, в 1990-е годы, его создал Головко-средний, и сыну очень нравилась его идея. Вилен попросил отца позволить ему переделать этот номер, осовременить его. Разрешение было получено, и с 2020 года Головко-младший начал показывать новый воздушный полет (с перерывом на пандемию).

На наш вопрос о том, не сложно ли работать с отцом, не мешают ли семейные отношения работе, Вилен Головко отвечает:

– Мой отец – очень мудрый и адекватный человек. Поэтому, даже если возникают какие-то вопросы или даже споры, всё решается за несколько секунд. Главное, чему он меня научил, – не смешивать эмоции с делом. Бывает, что в номере происходят разные ситуации. Главное – всегда эмоционально отстраняться и решать все вопросы с точки зрения профессионализма.

А вот со знаменитым дедом, основателем династии, Вилену много общаться не доводилось: тот был занят, а мальчик с родителями постоянно был на гастролях

Отец и сын Головко
Отец и сын Головко

«Журавли» произвели революцию в сфере воздушных цирковых полётов

Очень помогла в свое время в работе мама Вилена, Елена Головко — ведь она много лет работала солисткой «Журавлей». Она делилась секретами мастерства, подсказала много полезного в части пластики, артистизма и эстетики. Все-таки она прошла знаменитую советскую школу акробатической пластики — училась у Валентина Гнеушева и у Петра Майстренко…

– Мы стараемся обращать на это большое внимание, — объясняет Вилен Головко. — Потому что воздушных полетов много. А вот номеров, в которых полет совмещен с пластикой, хореографией и тонкой драматургией, — совсем мало. Сейчас они начинают появляться, но все они выросли из «Журавлей». Потому что в сфере воздушных цирковых полетов они в свое время произвели настоящую революцию, изменили видение и до сих пор задают темп всему этому жанру.

Воздушные полеты в группе Головко и сейчас совмещает в себе высокое акробатическое мастерство, искусство пластики и пантомимы, а еще с артистами обязательно работают профессиональные хореографы. Так что это не просто воздушный полет — перед нами разворачивается уникальное действо настоящего воздушного балета.

— «Журавли» — это все-таки высокая идея, которая несет серьезную драматургию. Напомню, этот номер был создан в память о павших в Великой Отечественной войне. И я думаю, что в цирке есть место не только развлечению, но и вот таким высоким идеям. Ведь об этом каждый должен задумываться. Отец и мама рассказывают, что зрители после просмотра этого номера в цирке порой плакали — и это подтверждает, что до людей нужно доносить высокие моменты! — рассказывает Вилен Виленович.

«Учитывая огонь в глазах этих ребят, думаю, всё пойдет быстро»

А сейчас в Казанском цирке Вилен Головко готовит молодежь для новой версии воздушного полета «Жар-птицы»: в его группу набрали пять перспективных молодых кандидатов и обучают их тонкостям и премудростям. Как и остальных коллег Головко, их тоже учат не только воздушной гимнастике, но и пластике, и хореографии. В номере, как рассказывает Вилен, участвуют не только новички — опора все-таки создается семью опытными «воздушными гимнастами» из его постоянной группы.

Номер "Жар-птица"
Номер "Жар-птица"
— Учитывая огонь в глазах этих ребят, думаю, все пойдет быстро. Месяцев через восемь — за год мы подготовим номер. Главное здесь — не торопиться: человек должен чувствовать себя в воздухе как рыба в воде. А если поторопиться, можно и травму получить. Так что нам нужно дождаться, пока человек будет готов и станет четко понимать, что и для чего он делает. И пока я этого не увижу, я их в манеж не выпущу.

Еще почитать про династию Головко: