Когда говорят что кого-то держат в ежовых рукавицах, это означает, что тому человеку спуску не дают, притесняют ни за что ни про что и всячески его обижают. И действительно: такому бедолаге, ставшему жертвой произвола деспотичного начальника, а то и домашнего тирана не позавидуешь. Особенно во втором случае, потому что на работе люди всё-таки проводят меньше времени, чем в семейной обстановке.
Но всё-таки, откуда пошло само это выражение - «держать в ежовых рукавицах»?
Существует как минимум, три версии его происхождения. И сразу скажем, что две первые из них являются хоть и интересными, но при этом, мягко говоря, не совсем достоверными.
Итак, согласно первой версии это выражение связано с тем, что шкура у ежа очень колючая и если бы кому-то в голову и вправду пришло сшить из неё рукавицы, то у того, кого в таких рукавицах держали, ощущения были бы те ещё, не самые приятные.
По второй версии происхождение выражения «держать в ежовых рукавицах» было связано с именем наркома Ежова, при котором в Советском Союзе начались массовые репрессии. И вроде бы эта версия на первый взгляд выглядит вполне логичной: действительно, Николай Ежов держал в страхе если не всю огромную страну, то весь генералитет и добрую половину партийного аппарата - это уж наверняка. Чем не «ежовы рукавицы»? Тем более, что и пропагандистские плакаты, прославлявшие «подвиги» недоброй памяти наркома в то время рисовались соответственные.
Но если вспомнить о том, что это выражение встречается ещё у классиков русской литературы, как, например, в повести И.С. Тургенева «Постоялый двор», где один из героев произносит следующую фразу: «Вот что значит жену-то как нужно строго соблюдать! В ежовых рукавицах держать её следует», то становится понятным, что эта версия происхождения данного выражения не выдерживает никакой критики.
А какая же выдерживает и считается самой правильной, самой достоверной? Третья версия, согласно которой в старину на Руси людей и ёжиков связывали намного более тесные отношения нежели в наше время. Дело в том, что колючие зверьки нередко становились у наших предков домашними питомцами - такими же как кошки или собаки.
При этом ёжики не просто жили в семье забавы ради, а выполняли очень важную работу: защищали дома и амбары от грызунов и змей. И если с первыми ещё могла справится обычная кошка, то против ядовитых пресмыкающихся не было лучшей охраны, чем колючий «сосед».
Только вот прежде, чем принести в дом ёжика, его сначала нужно было ещё изловить. А поскольку шкурка у этих зверьков колючая - так вот запросто руками его не уцепишь, да к тому же ещё потенциальный питомец и за палец пребольно цапнуть может, то в лес на «охоту» за ежами наши предки ходили со специальным снаряжением. Как раз теми самыми рукавицами, получившими в народе название «ежовые».
Шились такие рукавицы либо из очень плотной ткани, либо из толстой кожи, одним словом, из такого материала, который позволил бы схватить и держать колючего и при этом довольно вёрткого зверька, не боясь ни его колючек, ни острых зубов.
А вот кому первому из наших предков и когда пришло в голову применить выражение «держать в ежовых рукавицах» не в прямом, а в переносном смысле, по отношению к кому-то из своих ближних - об этом история умалчивает. Известно только, что уже в XVIII веке оно было в ходу и даже было зафиксировано в пословице.