Как-то раз совершенно неожиданно, в общем, как это частенько бывает, случилась у меня в доме неприятность. Во время начала стирки вышибло автомат стиральной машины. Дома меня в это время не было, родители выключили машинку кнопкой, подняли автомат - вышибло вводной автомат. Когда машинка была беспощадно выдернута из розетки, приключения с автоматикой электроснабжения закончились - автоматы встали в надёжное включенное состояние. А со стиральной машиной-автоматом с функцией сушки Brandt WBD 1200 выпуска конца 1990-х годов предстоял серьёзный разговор.
К чести производителей, скажу, что это была первая поломка за 20 с лишним лет эксплуатации этой машинки в различных условиях. В связи с почтенным возрастом устройства было принято решение либо оперативно разобраться с поломкой и отремонтировать (в голове маячила мысль "ха-ха, я же дипломированный инженер"), либо отправить это чудо техники в утиль и поставить новую стиралку (родителям такой вариант очень не нравился, ведь машина имела безупречную репутацию).
Начало разборок
Для начала, стиральная машина была извлечена со своего привычного места на середину комнаты и были изучены предложения рынка ремонта подобной техники. Сразу нарисовались несколько сложных моментов - стиральная машина давно снята с производства и поддержки, дом расположен за городом - выезд мастера, диагностика, всё это оказалось процедурой дорогостоящей и результата не гарантировавшей. Было принято решение диагностировать самостоятельно. Так сказать, разведка боем. В случае чего, выбросить можно и машинку, разобранную на части.
Были аккуратно демонтированы все съёмные панели корпуса, перед глазами предстал замысловатый механизм и затейливая реализация автоматики.
Амортизаторы (особенно один, находящийся под барабаном, его видно на переднем плане на фото) потеряли внутреннее давление и выглядели чахло. Довольно быстро был обнаружен блок, неисправный с вероятностью 99% - устройство блокировки крышки (или устройство блокировки загрузочного люка, УБЛ). Об этом говорили характерный запах гари и внешний вид пластика вокруг разъёмов подключения. Вероятно, в него попала вода и совместно с электрическим током вызвала необратимые разрушительные процессы внутри модуля.
Хотя разборка модуля и не была предусмотрена его изготовителем (корпус собран на спаивающихся пластиковых заклёпках), но аккуратно разобрать его у меня получилось. Выяснилось, что внутри имеется термоэлектрический модуль, при нагреве которого осуществляется механическая блокировка кнопки открытия крышки стиральной машины (да-да, крышка блокируется нагревательным элементом!) и ещё один хитрый контакт, замыкающийся при закрытии крышки стиральной машины (как показала проверка, используется для подачи питания на всю автоматику). Всё это находилось в состоянии не предусматривающем дальнейшую эксплуатацию, блок нужно было менять. Заодно было решено поменять основной (передний) амортизатор, потеря жёсткости которого была наиболее видна и критична. Так как он располагается под барабаном, на него приходится основная нагрузка при стирке, особенно в режиме отжима. Болтанка подрессоренных модулей (в основном, постирочного бака с противовесами и мотором) приводила к возникновению избыточного износа, периодических касаний вращающихся частей о неподвижные элементы корпуса машины.
Поиск вариантов замены
Поиски в Интернете и обзвон мастерских показал, что ни амортизаторов, ни модулей УБЛ более не производят и в продаже их нет. Есть такие же, но... другие. Чем-то похожие. Схемотехника УБЛ отличается, габариты и крепёжные элементы амортизаторов тоже. По началу даже нашлись мастера, которые готовы были приехать с целью провести платную диагностику и потом поискать детали у себя на складах. Но как только узнавали, что уже есть список запчастей на замену и ехать диагностировать нужно не с пустыми руками, а обязательно с этими деталями, их энтузиазм сходил на нет (никто из обещавших приехать так и не приехал).
Подходящий передний амортизатор был собран из нового корпуса амортизатора от более современной стиральной машины (в нём как раз находится рабочая среда) и штока от нашего старого амортизатора (тот, который шёл в комплекте с новым, не подходил по крепёжному элементу). По габаритам получившаяся сборка слегка отличалась от родного переднего амортизатора, но в корпус встала плотно.
С УБЛ получилось немного сложнее. Подходящая по габаритам и крепёжным элементам замена имела не четыре контакта, как "родной" модуль, а всего три. Очень забавно выглядело то, что на корпусе нового УБЛ было размечено все четыре контакта, а фактически их было три.
Отсутствовал контакт, отвечающий за подачу питания на автоматику машинки только при закрытой крышке (контакт 4 на изображении). Было принято решение несколько пожертвовать безопасностью эксплуатации в угоду функциональности. Ведь нажать кнопку включения стиральной машины или кнопку старта программы практически невозможно, если открыта крышка (кнопки физически перекрываются ей и становятся практически недоступны). Значит, можно этот момент дополнительно не контролировать. Контакт контроля закрытой крышки был "заглушен", клеммы на проводах заменены на новые, УБЛ установлен на штатное место.
Проверка и сборка
После установки всех узлов на места и проверки подачей питания "на сухую" (без подключения к водопроводу), было решено запустить стиралку без белья со снятыми панелями корпуса и проконтролировать визуально как всё будет работать. Всё заработало, но выглядел результат так-себе.
После набора воды изо всех стыковых соединений стенок бака начала сочиться жидкость. Давал о себе знать почтенный возраст "пациента" и ненормальный режим работы (с "подсевшими" амортизаторами) в течение неопределённого времени. Через несколько минут машинке была дана команда на принудительный слив, руки сами собой уже тянулись к пистолету с силиконовым санитарным герметиком. Тут началась вторая фаза разборки - были сняты все клипсы, которые стягивали стенки постирочного бака, демонтированы все элементы, проникающие в бак через различные уплотнители: ТЭН (кстати, выглядел как новый - ни крупинки накипи), термодатчики, реле давления и т.п. Все резиновые уплотнители были очищены, "просиликонены" и установлены на место. Клипсы бака были поджаты и также установлены на места стыков стенок бака. Следующий тестовый запуск прошёл уже без протечек.
Позитивный итог
"Обновлённая" стиральная машина с верхней загрузкой Brandt WBD 1200 конца 1990-х годов выпуска продолжает свою бессбойную работу в ванной комнате нашего дома. Загородная жизнь для неё, как и для любой стиральной машины, - непростое испытание, но уже не один десяток стирок после довольно серьёзной переборки она честно крутит свой барабан, не отключает защитные автоматы, не стучит в стену и никуда не упрыгивает во время отжима.