"Герой наших снов" (Dream Scenario) вполне мог бы быть назван "Быть Ником Кейджем". В качестве аллюзии на известный когда-то фильм "Быть Джоном Малковичем".
- Очень уж напрашивается такая аллюзия.
В том фильме реальность, "сюр" и всякие галлюцинации тесно переплетаются, создавая умопомрачительную картину жизни Джона Малковича, актера и человека.
И в фильме "Герой наших снов" персонаж известного актера Николаса Кейджа тоже живёт сразу в нескольких разных реальностях, а также в сновидениях. Причём в сновидениях людей, с которыми он совершенно не знаком.
О чем фильм.
Преподаватель университета, отец двоих детей Пол Мэтьюс шатается по чужим сновидениям, и никто не знает, как это происходит. Сотни тысяч людей буквально видят его во сне (!). Там он чаще всего просто смотрит, проходит мимо, молчит, изредка мычит невнятные слова.
Но потом что-то меняется. И профессор начинает убивать... И хотя убивает он тоже в сновидениях, это не упрощает профессору жизнь. Ему, и всем остальным.
Присутствие профессора Мэтьюса в снах внезапно становится агрессивным и жутким. Профессора отстраняют от преподавания после того, как студенты отказываются ходить на его занятия. Ведь они тоже видят его в своих снах. Прохожие замечают его на улице, все недовольны его присутствием. Его просят уйти, он отказывается, и это приводит, например, к драке в закусочной.
Но вся проблема-то в том, что Пол Мэтьюс (актер Николас Кейдж) — простой профессор биологии. Который пытается жить нормальной жизнью, со своей нормальной семьей и своими обычными амбициями.
Конечно, он на самом деле, пожалуй, глубоко несчастен.
И у него крайне странная конкуренция со коллегами в его научной области. Но в остальном профессор Мэтьюс совершенно обычный, добропорядочный человек.
И вот люди внезапно начинают видеть сны с его участием (!)
Сначала это его дочь.
Потом он начинает замечать, что его студенты ведут себя странно, и в конце концов это становится глобальным явлением.
Например, во Франции (!) у него появляется огромная армия фанатов. Чего не скажешь про его родной город в США.
По мере распространения этого непонятного феномена растет и замешательство профессора.
Затем дела принимают ещё худший оборот.
Но поначалу все находят это явление забавным и очаровательным.
Профессор Пол Мэтьюз ведь получил - что?
Он получил исполнение своего самого сокровенного желания - быть признанным, знаменитым даже. А не просто быть провинциальным профессором и скромным отцом семейства.
Когда всё только начинается, профессор немного расстроен от того, что во снах он просто пассивный персонаж. Впрочем, пассивность свойственна ему и в реальности.
И конечно профессор воодушевлен вниманием со стороны новостных агентств и рекламных маркетологов. Это может означать, что он, наконец, опубликует одну из своих научных статей. И это принесет ему настоящее внимание и уважение со стороны научного сообщества.
Именно этого профессор так жаждет: славы и признания.
Профессора Мэтьюза приглашают в офис маркетинговой фирмы обсудить стратегию продвижения его личного бренда. Ведь он всемирно знаменит!
Во время этой поездки профессор изменяет своей жене с молодой ассистенткой по маркетингу.
Он очарован ею не только потому, что она молода и красива.
А и потому, что её заводит его пассивность: в её сне он просто стоит в углу и наблюдает за ней (!).
И после этой измены происходят изменения во снах... Изменения в худшую сторону.
По мере того как меняется его роль в снах, меняется и общественное восприятие.
Профессор Мэтьюз уже не забавный молчащий человечек, шатающийся в сновидениях.
Нет, теперь это убийца, агрессор или насильник, впрочем изнасилования в фильме не показаны.
Пытаясь вернуть общественное доверие и контролировать ситуацию, Пол приносит публичные извинения в прямом эфире онлайн.
Точнее, он думал, что извиняется. А со стороны это выглядит наоборот как отказ от извинений, да ещё и в хамской форме.
После этого профессор становится настоящим изгоем, даже в своей семье: жена просто не хочет его больше знать.
Нам показывают стремительный взлет и столь же быстрое падение в немилость.
Сцена публичных извинений выглядит наполненной фальшивой искренностью, от чего становится даже смешно. Но сам актер Николас Кейдж объясняет, что, хотя это получился забавный момент, сама сцена никогда не предназначалась для смеха.
"Это были искренние эмоции", — говорит Николас Кейдж.
Есть ли в фильме пресловутая "культура отмены"?
Да, есть на первый взгляд. Общественность восстает против профессора, ведь его поведение во снах становится гнусным.
Но с точки зрения самого профессора, он не сделал ничего плохого. И для его "отмены" просто нет причин. Он стал жертвой! Просто еще одна жертва культуры отмены, которая абсолютно не заслужила всего этого.
Но мы, зрители, знаем, что сюжетный сдвиг в фильме происходит сразу после измены профессора.
Режиссер объясняет, что не пытался снять фильм о культуре отмены. Просто это фильм, в котором она (культура отмены) присутствует.
Культура отмены — это лишь одна из многих вещей, которые бросаются в глаза.
Профессор, как взрослый человек, должен вроде бы ориентироваться в ситуации, и стараться делать это как можно умнее.
Но профессор является человеком несовременным, устаревшим. И на самом деле он не понимает современную культуру. И к сожалению, начал с ней взаимодействовать, не зная как, и теперь не может найти выход из ситуации.
Это фильм о человеке, который теряет представление о том, что важно в жизни, а что не важно.
И в конечном итоге мы видим человека, который потерял всё, и пытается вернуть.
Это также фильм об общественной культуре, в которой постоянно сводят всё к простым кратким ответам, типа "правильно" и неправильно"
А может всё это был сон?..
По мнению некоторых психиатров, мы не можем изменить уровень освещенности во сне. И мы не можем, например, включить или выключить свет.
В фильме "Герой наших снов" есть сцена, в которой профессор переезжает жить в подвал к другу, после развода с женой и ухода от детей.
Ему разрешено свободно пользоваться подвалом, там профессор никого не будет беспокоить.
И вот он пытается лечь спать вечером, но не может выключить свет (!). Получается, что всё происходящее вообще в фильме - происходит только в голове профессора? Возможно, да.
Этот эпизод о снах и невозможности выключить свет во сне можно рассматривать как ещё одну интерпретацию. Эта интерпретация может выйти за рамки первоначального прочтения сюжета.
Получается, что понимание фильма отдаётся в конечном итоге в распоряжение нас, зрителей. То ли это сон, то ли это была явь...
"Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?"