Найти в Дзене
Юрист Николай Попов

Депутаты лишили возможности школьников доказывать нарушение их прав

Окончание года педагога в России ознаменовалось тем, что Президент РФ подписал законопроект о запрете школьникам использовать смартфоны в процессе обучения. Такой запрет внесён в текст ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

От количества видео, на которых учителя унижают, оскорбляют и даже бьют детей, у родителей вставали волосы дыбом. Это не означает, что раньше было лучше, просто раньше это было чаще всего невозможно доказать.

Видеодоказательства, полученные со смартфонов детей, стали наглядным пособием того, что в реальности происходит в школах.

Школа является публичным местом, а, значит, можно производить фото и видеосъемку, если данный запрет не установлен Уставом учебного заведения (статья 152.1 ГК РФ).

Теперь у учеников такой возможности не будет, так как депутаты лишили их права фиксировать действия и в некоторых случаях опасные деяния учителей.

Предпосылки законопроекта ещё в пояснительной записке были очерчены довольно резко:

«Так, на законодательном уровне устраняются имевшиеся ранее диспропорции между правовым статусом педагога и иных участников образовательного процесса в части уважения человеческого достоинства, недопущения применения физического и психического насилия».

Учитывая, что далее в записке идут тезисы об усилении прав администраций школ и более активной роли директора, а как практический элемент – внедрение запрета на использование средств связи во время образовательного процесса – становится очевидным, что в основе вводимых инициатив лежат честь и достоинство именно педагогов.

Спору нет, быть учителем – это призвание, сопряжённое с огромным объёмом низкооплачиваемой работы, трудными детьми, административным давлением и просто излишней бюрократией.

Пояснительная записка не содержит указаний, чем нарушается именно «правовой статус» педагога при использовании смартфона на уроке каким-нибудь маленьким хулиганом?

На помощь пришёл Председатель Госдумы Вячеслав Володин, который объяснил:

«Ввести запрет на использование мобильных телефонов во время школьных уроков давно просят родители и учителя. Поправки повысят дисциплину, дети не будут отвлекаться на смартфоны».

По его мнению, принятие закона повысит авторитет учителя и будет способствовать живому общению в классе. Он также отметил, что многие дети сегодня страдают настоящей зависимостью от мобильных телефонов и испытывают сложности с социальной коммуникацией.

Авторитет в обмен на здоровую психику?

Каждый учитель и родитель подтвердят, что та же, например, гиперактивность – это признак неуравновешенной нервной системы ребёнка, от которой не избавиться, отобрав «игрушку». Также можно спорить долго о социальных и психологических причинах хамства со стороны детей. Прекратят ли срывать уроки хамы и задиры, не имея в руках смартфоны?

А станут ли более внимательно слушать учителя затравленные девочки и мальчики? Или предпочтут считать минуты до звонка?

Давайте посмотрим на проблему с другой стороны: поможет ли уставшему педагогу набраться сил и ораторского мастерства молчание ребят? Педагогика – это такая же профессиональная сфера, но почему-то именно для бедных танцоров придумали обидную поговорку, в которой «туфли жмут».

Согласитесь, если каждый из вас вспомнит школьные годы, то найдётся как минимум один пример учителя, который, мягко скажем, не в той профессии себя реализовал... А лучше бы был надзирателем в тюрьме (не в обиду сотрудникам ФСИН). Да и смартфонов у старшего поколения не было, а проблемы обучения от этого не становились менее острыми.

Так в чём, спрашивается, проблема, если в записке к законопроекту было чётко сказано, что смартфон можно использовать в экстренных и иных опасных для жизни и здоровья случаях?

К сожалению, законопроекты часто пишутся в отрыве от реальности, в которой мы с вами живём.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов, в свою очередь, подчеркнул, что родители останутся на связи с детьми, но на уроках школьники смогут пользоваться телефонами только с разрешения учителя.

С типичным рвением соответствовать трендам, задаваемым властными структурами, школы могут ввести порядок, при котором смартфоны будут сдаваться до начала обучения (такая практика уже есть в некоторых учебных заведениях).

Чего так боятся некоторые родители и дети?

Еженедельно появляющиеся новости про то, как во время учебного процесса учитель допустил со своей стороны или со стороны какого-то ученика противоправное поведение, пропадут.

Пропадут ли от этого проблемы учителей и учеников? Уголовные последствия – возможно. А вот психологические для всех наблюдателей – никогда.

Чтобы не быть голословными, приведём вам несколько примеров перехода за рамки, зафиксированных на камеры смартфонов.

В Канске возбуждено уголовное дело о ненадлежащем исполнении обязанностей педагогом, применившем физическую силу в отношении школьника.

Следственным отделом по Канскому району ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия по результатам процессуальной проверки по материалу, размещенному в социальных сетях, о применении физической силы педагогом-психологом одной из школ города Канска в отношении ученика, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей педагогическим работником по воспитанию несовершеннолетнего, соединенное с жестоким обращением).

Предварительным расследованием установлено, что 18 сентября 2023 года после окончания учебного процесса педагог-психолог в ходе конфликта со школьниками, используя противоправные методы воспитания, допустила применение физической силы и грубое обращение в отношении 10-летнего ученика 4 класса.

В данном случае учитель из сахалинского города Холмска уволилась по собственному желанию и не понесла административной или уголовной ответственности. Кроме того, из источника явствует и линия поведения «педагога» – извинения она принесла только после публикации видео.

Подобных примеров действительно много. Они постоянно становятся предметом обсуждений в СМИ, но впоследствии не всех учителей не то что бы привлекают к ответственности, а даже просто лишают работы.

Учителя направо и налево называют детей то «ублюдками», то «придурками», то и вовсе стараются так глубоко задеть совершенно беззащитных, что становится тошно. Цифровизация, конечно, рука об руку идёт с глубокими ментальными изменениями новых поколений. Но должны ли мы копать яму ещё глубже, лишая детей практической возможности сберечь себя, позволив им в ту же секунду, как происходит зло, рассказать нам о нём?

Стоит ли удивляться страшным последствиям, которые в новейшей истории России происходят всё чаще, когда школьники, оказавшись на грани нервного срыва, творят свой страшный, безумный, подростковый самосуд.