Найти в Дзене
Парламентская газета

Магистраль «Москва — Петербург», новая жизнь «Красного треугольника» и розовые блины

Оглавление
  Алексей Филиппов / РИА Новости
Алексей Филиппов / РИА Новости

Дворцовый мост в миниатюре, анонсы мегапроектов, реанимация «Красного треугольника» и блины по рецепту няни Александра Пушкина — вот чем запомнится гостям выставки-форума «Россия» на ВДНХ день, посвященный Санкт-Петербургу, который прошел 23 декабря. Побывали там и корреспонденты «Парламентской газеты» — и теперь готовы поделиться самыми интересными подробностями.

Магистраль через две столицы и туристический кластер на миллион гостей

Экспозиция Санкт-Петербурга на выставке получилась небольшой, но очень насыщенной, а еще — одной из самых популярных. Так, одной из ее фишек стал макет Дворцового моста двенадцати метров длиной. Каждый час он, словно настоящий, сводился и разводился под мелодичную музыку — и посмотреть на это неизменно собирались сотни гостей. На презентации стенда народ удивляли очаровательные девушки из ансамбля «Барыня» в пышных платьях с невероятными шляпами-кораблями, а юные выпускницы Московского государственного института культуры в белоснежных нарядах разучивали с каждым желающим танцевальные движения из классического балета.

Удалась на славу и деловая часть. Так, открывая День Санкт-Петербурга, губернатор Александр Беглов презентовал сразу несколько масштабных инфраструктурных проектов, которые должны реализовать в Северной столице в ближайшие годы.

В обозримом будущем в Петербурге планируют построить первый за сорок лет разводной мост — он появится в Невском районе, протянется более чем на полтора километра и получит название Большой Смоленский. Обещают шесть полос движения — в том числе два трамвайных полотна, пешеходную и велосипедную дорожки — и следование классическим петербургским традициям в архитектурных решениях.

«Ведутся работы по реализации высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Петербург, — рассказал Александр Беглов. — Она протянется через обе столицы, Новгород и Тверь, придаст дополнительный импульс развитию территории в центре нашего города, позволит на 25 процентов увеличить туристический поток и скорость перевозки грузов».

Упомянул губернатор города на Неве и многострадальную скоростную трамвайную линию, которая должна соединить петербургский район Купчино с пригородным микрорайоном Славянка. Разговоры о ней ведутся еще с 2019 года, а сроки сдачи уже не раз переносили — сейчас, например, открытие движения намечено на 2026, хотя изначально первые трамваи планировали запустить еще в 2022-м. Увы, никакой конкретики Александр Беглов не привел: лишь сообщил, что маршрут будет включать в себя 24 остановки, четыре путепровода и депо, время в пути туда и обратно сократится в два раза, а расчетная мощность составит 36 тысяч пассажиров в сутки.

Впрочем, конечно, не транспортом единым. Наращивает Петербург и туристический потенциал. Так, полным ходом идет создание глобального туристического кластера на территории бывшей строительной площадки «Горская» в Приморском районе.

«По нашим расчетам, после завершения строительства кластер будет принимать более 1,33 миллиона гостей в год, — поделился планами Александр Беглов. — Он также будет включать в себя гостиничные номера разных форматов, круглогодичный бассейн и водные аттракционы; а транспортную доступность обеспечат две новые дорожные развязки с путепроводами».

Новая жизнь «Красного треугольника»

И это, напомним, только те проекты, которые уже так или иначе вступили в стадию реализации. А есть еще масштабные инициативы, которые пока что только обсуждаются или находятся на стадии планирования. Так, спикер Законодательного собрания Петербурга Александр Бельский рассказал «Парламентской газете», что городские власти в обозримом будущем могут заняться реанимацией «Красного треугольника» — огромной полузаброшенной промышленной площадки из более чем 150 заводских корпусов и вспомогательных построек на Обводном канале, где в советские время производились разные товары из резины: от галош до автомобильных шин.

«Один из вариантов — появление там учебного-производственного центра, — рассказал Александр Бельский. — В том числе мы рассматриваем опыт Арабских Эмиратов, где на подобные площадки зачастую заходят со своими задачами крупные игроки — те же Apple или Google. У нас есть, например, Росатом, есть большой фармацевтический кластер, есть множество других крупных производителей, которые так или иначе заинтересованы в привлечении новых молодых специалистов. Вот с расчете на них такой центр и будет создаваться».

Пока что проект находится на уровне создания концепции. Основная проблема, по словам Александра Бельского, заключается в том, что на территории «Красного треугольника» огромное множество зданий и построек находится под охраной — в том числе Всемирного фонда ЮНЕСКО. Поэтому перед тем как осваивать территорию, их нужно обследовать и отреставрировать — и сколько на это уйдет денег и времени, пока что даже примерно неизвестно.

Не только корюшка и шаверма

Развивает Петербург и туристическую сферу. Если еще каких-то лет десять назад в Северную столицу ехали в основном за «малым гостевым набором» — Эрмитажем, дворцовым ансамблем в Петергофе и разводными мостами — то сегодня город способен предложить путешественникам из России и из-за рубежа огромное множество активностей. Так, например, Петербург постепенно становится одним из федеральных центров гастрономического туризма. Этому направлению на выставке на ВДНХ организаторы уделили особое внимание: собрали лучших городских шеф-поваров, которые устроили для гостей настоящее кулинарное шоу и наглядно продемонстрировали, что в Северной столице можно попробовать не только корюшку с шавермой.

Как вам, например, блины по фирменному рецепту Арины Родионовны — той самой легендарной няни Александра Пушкина? В отличие от классических они… розовые — все благодаря свекольному соку, который добавляется в тесто. Или новомихайловские котлеты, названные так по наименованию Новомихайловской улицы в Санкт-Петербурге, где они впервые были приготовлены — сделанные из рубленой курятины, сдобренной сливками, и обжаренные в панировке из сдобных булочек. А ведь это только малая часть того, что может предложить петербургская гастрономия. Так, например, в сборнике рецептов повара Игнатия Радецкого, который был метрдотелем двора его императорского высочества герцога Максимилиана Лейхтенбергского, Санкт-Петербургского дворянского собрания, семей Паскевича и Витгенштейна, и на труды которого сегодня в основном ориентируются петербургские повара, более 1600 рецептов — от «ряпушки жареной» и «супа из барашка с рисом» до «пирожных жамбоно» и «рога изобилия».

«Сейчас мы делаем упор на так называемые возвратные путешествия — то есть когда человек, приехав к нам один раз, возвращается снова и снова в стремлении попробовать что-то новое, — рассказал в беседе с «Парламентской газетой» председатель комитета Санкт-Петербурга по развитию туризма Сергей Корнеев. — Для этого была разработана новая туристическая география, которая, с одной стороны, подает Санкт-Петербург как великий и классический, а с другой — как современный динамично развивающийся город».

Разворот на Азию

Помимо гастрономического, в Северной столице сегодня развивают и, например, промышленный туризм: каждый желающий может побывать на известной на всю страну фабрике «Ленигрушка», где делают елочные украшения, на судоверфи или за кулисами одного из театров. И результат уже налицо — так, за неполный 2023 год Петербург посетили 9,4 миллиона туристов, а общий турпоток вырос на 16 процентов.

«Еще одно направление, в котором мы сейчас работаем, — восстановление иностранного въездного туризма, — отметил Сергей Корнеев. — Понятно, что в связи с событиями на международной арене очень много стран оказались закрыты, и туристический поток из них практически иссяк. Поэтому сейчас мы осваиваем новые рынки: Китай, Турцию, Индию, Иран, ОАЭ и так далее».

Единственное, по словам председателя комитета, все эти страны сложные и обладающие своей спецификой. Поэтому серьезных результатов по этим направлениям следует ждать не скоро: вероятнее всего, Петербург станет привычным туристическим направлением для путешественников из Турции и Ирана не раньше 2026—2027 годов.