Всем привет!
В этой статье я хочу рассказать про свой опыт работы в компании "СберМаркет". Указать на плюсы и минусы, что это вообще за компания, чем она занимается и так далее.
Так что усаживайся поудобнее, бери в руки чашечку чая и...
1. Что за компания
"СберМаркет" - российский онлайн-сервис доставки продуктов питания и товаров с полок магазина. Сервис создан на базе российского фуд-тех стартапа Instamart.
Иными словами, это обыкновенное приложение, через который можно заказать продукты питания и другие товары на дом. Похожее на тот же "Яндекс", только в том приоритет положен больше на "ресторанный бизнес", а тут в "продуктовомагазинном".
Сам Instamart появился в 2013 году, основали его Федор Федченков и Дмитрий Жулин. В 2019 году, видя глобальные успехи сервиса, компании Mail.ru Group и Сбербанк вложили в проект 500 миллионов рублей, после чего сервис стал называться "СберМаркет". Снова видя более успешную репутацию, в конце 2021 года Сбербанк вложил уже 12 миллиардов рублей. В настоящее время пользовательский финансовый оборот превысил 58,7 миллиарда рублей и продолжает расти.
"СберМаркет" разместился в таких сетях, как "Ашан", "Метро", "Магнит", "Лента" и другие.
Это вот что из себя представляет сама организация. Теперь перейдем к вакансиям, которые она предлагает.
2. Вакансии
Тут все просто: сборщик заказов или курьер. Курьер делится на 2 направления - пеший и на автомобиле. В чем различие, я думаю, вы сами понимаете. И не только в "ножках" или "колесах", а в весе доставляемой продукции. Сейчас разберем плюсы и минусы каждого из направлений.
2.1 Курьер авто
Разъезжай себе спокойно на авто, доставляй заказы клиенту на дом. Все же просто, если умеешь крутить баранку. Да нет, минусы все же есть.
Начнем с того, что в любом объявлении о работе автокурьером "Сбермаркета" указано, что могут предоставить их автомобиль для развозки заказов. Нет, это не так. Компания не предоставляет автомобили, ездить придется на своем, обслуживать также.
Бензин, ремонт - за ваш счет. Компания не предоставляет никаких дополнительных надбавок на истраченный вами природный ресурс.
Это только основное. Теперь давайте просто посмотрим как действуют курьеры на автомобилях, какой их рабочий день:
Приезд на работу. Дойти до "точки", забрать уже собранные заказы через мобильное приложение "СберМаркета" (не того, с которого заказывают). Дождаться сборщиков, если нужный в системе заказ еще не собран. Пока идет ожидание, у курьера в приложении тикает таймер, если время выйдет - премию он не получит. Например, пришли заказы, в приложении сразу указывается общая сумма заказа, состоящая из гарантированного заработка и надбавки, если успеешь выполнить заказ в срок. И очень часто я слышу такое, что курьер приезжает на точку, у него уже таймер практически на исходе, он начинает торопить сборщика, который только только принял заказ на сборку. А на сборку дается 1 час. Иными словами, не совпадает время. Из-за этого курьер теряет свою надбавку. Пока сборщики собирают заказы, автокурьеру приходится по приложению искать все свои доставляемые заказы в специальных боксах, забирать их и грузить в автомобиль, припаркованный на стоянке. Потом (если не все забрал) возвращаться обратно. И вот так несколько раз. Потом все это грузить в авто и садиться за руль.
Чертим маршрут в голове, как будем ехать. Помечаем его на карте, в том же "Яндекс.Навигатор". Ну или если кто такой сильный знаток города, то на память. Выдвигаемся в путь. Таймер работает. Но он не учитывает пробки, дорожные события, времена года и т.д. Курьер приезжает на адрес клиента, звонит ему, уточняет дома ли он. Если все хорошо - поднимается на этаж и доставляет до двери. А вот теперь минус: а если 20-этажный дом, например, лифт в нем сломался, а клиент живет на самом верху, то курьеру все равно придется пешком подниматься на этаж и передавать пакеты лично в руки. Я бы с ума сошел, если б так было. Но это еще не все случаи. Бывает, что клиент не берет трубку от слова совсем. Тоже не хороший вариант событий.
Итак, мы у клиента у квартиры/дома. Он открывает дверь, забирает пакеты. Курьер ждет снаружи. Клиент разбирает пакеты и называет целостность и/или недостачу продуктов. Если все хорошо, курьер уходит. Если же чего-то не хватает - клиент обязан будет обратиться на горячую линию, а "СберМаркету" небольшое клеймо, в т.ч. и сборщику.
Курьер доставил все заказы. Если клиент не "але" или есть полные отказы от продуктов - он возвращается на точку и кладет пакеты с товарами в специальный отдел. Бывает такое, что возвращаться приходится и в полуночь (если магазин круглосуточный). Вот вам и минусы.
2.2 Курьер пеший
Практически все тоже самое, что и у курьеров на авто. Только тут отличие в том, что придется таскаться пешком везде и стараться успевать по таймеру. У них распорядок такой же, как и у других пеших доставщиков других компаний. Т.е. пришел заказ, курьер его принял, идет на точку, куда покажет навигатор (в любой из магазинов, где есть "СберМаркет"), забирает заказ, относит его клиенту по маршруту, построенному навигатором. В принципе, все. Есть плюсик - если по пути клиент откажется от заказа или клиент не "але", то пишем в поддержку сервиса, она пытается созвониться с клиентом, если не получилось - заказ автоматически отменяется, денежные средства возвращаются клиенту, а продукты можно оставить себе.
Но снова не забываем про таймер. Это болезненная штука всех курьеров. Я не знаю, как оно рассчитывается, но ему конкретно наплевать на любые преграды, на любую погоду или время года. Например, я сейчас пишу эту статью за неделю до Нового года (кстати, всех с наступающим!), у нас на дорогах не зима, а голимый лед с дождем. Теплая погода, много воды, голимый лед везде. Песок не помогает, упасть в легкую можно. Но таймеру на это пофигу. Не доставил во время - получай штраф в размере, если не ошибаюсь, 300 руб. Для какого-то города это будет лишь крошкой, а для какого-то (например, мой) солидной денежкой.
Вес. Везде в вакансиях пишут, что таскать не более 10-15 кг. Могу вас разочаровать - таскать придется достаточно много, бывает и по 30 кг в своей термосумке за плечами. А еще и в руках по 2 бутылки 5 литров. Я когда в свое время работал в "Яндексе" (возможно потом выпущу статью по этому поводу) бывало таскал 4 пятилитровки в руках, 25 кг за плечами и расстояние от магазина до клиента было 2,5 км. При этом умудрялся ехать на велике!!! Это был просто ад. А "Яндексу" наплевать. Так же и тут, "СберМаркету", тоже.
Дальность. Везде пишут, что расстояние не более 1-2 км от точки. Да-да конечно. Частенько приходится таскать и на более далекие расстояния. Вот тебе и снова минус работы пешим курьером.
2.3 Сборщик заказов
Вот тут уже интереснее. Я как раз работал сборщиком и могу рассказать их "сладкую жизнь".
Как идет смена: приходим на работу, переодеваемся в специальную одежду от компании. В приложении (не в таком, как у курьеров) открываем смену и ждем первого нашего заказа.
Поступает заказ, в нем указан его номер, количество позиций и сумма, которую мы получим успев по таймеру. На маленькие заказы дается 30 минут, на побольше 1 час, на большие - чуть больше 1 часа. Сумма состоит, как обычно, из "гарантированного дохода" и "надбавки" (зависит от спроса). Приняв заказ, тикает таймер. За это время нужно успеть собрать весь заказ, пробить его на кассе и упаковать. Иногда времени не хватает, когда весь супермаркет кишит народом и на кассах их как мух на ....
Лайфхак как делаю я: принимаю заказ, бегу за тележкой. Взяв тележку, заезжаю в сам гипермаркет (я в "Ленте" работаю), встаю в том месте, где нет людей. Быстро просматриваю заказ, выделяю первые позиции, какие я буду сначала собирать, какие самые ближайшие отделы буду посещать. После уже быстренько езжу на тележке и просто собираю товары. Если знаешь расположение отделов и примерное расположение товаров - ты горы свернешь. Собрав все, едем на кассу, пробиваем и далее дело техники.
Новичку будет сложно разобраться, где что находится. Но в любом случае можно подойти к сотруднику магазина или ко своим коллегам и спросить где находится тот или иной товар.
Оплата происходит по корпоративной карте. Вернее, покупатель платит своей картой изначально в приложении полную стоимость товара, а мы у гипермаркета приобретаем этот товар со скидкой в 30%. Т.е. "СберМаркет" имеет на этом 30% от заказа. А заказы, как вы поняли, не на 100 руб. У меня не так давно "прилетел" заказ на сумму 58 000 руб. Но, к сожалению, заказ отменили, т.к. в наличии была лишь маленькая часть от того, что заказал клиент. А заказ был на 12 позиций сладких подарков к Новому году. Каждая позиция по 50 штук. Не хило.
Упаковка. Немного геморройно, но терпимо. Нужна скорость рук и креативный ум. Товары, которые достали из морозильника - кладем в пакет и в морозилку, в приложении при упаковке ставим номер полки и последние 4 цифры на подписанном нами пакете. Тоже самое с охлажденной продукцией, например, молоко или сыр. Обычные товары также кладем в подписанные пакеты и упаковываем в специальные боксы, плотно прикрыв их крышкой. Эти боксы потом заберет автокурьер.
Вот вкратце, чем занимается сборщик заказов. Что тут не просто "сборщик", как написано в вакансиях, а конкретный полноценный сотрудник, где просто до одного веселого места на букву "х" полно заковырок. В принципе, 90% вакансий в России так и бывают.
А теперь хочу обратить внимание на заковырки по оплате.
3. Зарплата
Видите эти обещания по заработной плате? Видеть то их я вижу, а вот в кармане далеко как не ощущаю.
Да, я прекрасно понимаю, что работа может быть в различных регионах страны, где средняя заработная плата колеблется. Но все равно "СберМаркет" в своих описаниях к вакансиям все очень здорово преувеличивают.
Я сам проживаю в городе, где средняя заработная плата около 35 000 руб. Мне обещали зарплату для моего города от 50 000 руб. А теперь вопрос: а где она? Почему я ее не ощущаю?
И это не только у сборщиков, но и у пеших/авто курьеров. Я не так давно разговаривал с нашими курьерами, постоянно от них слышу, что итоговый доход за день с утра до позднего вечера (а бывали доставки и в полночь из-за диких пробок, особенно сейчас, зимой) составляет всего 500 руб. Если повезет, то 800 руб. А обещают им сколько? Минимум 2000 руб/день. Почувствуйте разницу. Обещают оплатить бензин, все ситуации и прочее. Ничего такого. Какая-нибудь ситуация на дороге - пробка, дтп или дорожные работы, или сам куда влетел - сразу летит здоровенный штраф. Типа не успеваешь потому что. Клиент начинает "плакать", писать в поддержку, те супервайзерам, а они уже курьерам. Короче мутная схема. У нас работают практически одни пенсионеры, которым все равно, главное на старости лет дома не сидеть.
У пеших, кстати, тоже самое. Обещают одно, а по факту другое. Еще и часовую ставку обещают. В общем, все как у авто, только тут "ножками". Зима-не зима, лед-не лед - им все равно. Дотащи заказ вовремя и все будет хорошо. А на это "вовремя" дается всего-то практически ничего, иди по льду или снегу или лужам с грязью, по полям да горкам за минимальное количество времени. Теперь понимаете, почему и у них минималка намного меньше обещанной?
У нас тоже свои минусы. В вакансии было написано, что будет часовая ставка в виде 150 руб/час. То есть, если заказов не будет, то ты свои булки не будешь на точке просиживать бесплатно. Что при трудоустройстве я получаю? Оплата за заказы. Никакой часовой ставки и в помине не упоминается. И за заказы иногда бывает, что получаешь всего "большой красный буй". Например, прилетел мне тогда заказ на 10 позиций и оплатой всего 38 руб. И в эти 38 рублей включается доплата за скорость, т.е. пока не закончится таймер. А так 23 руб. Это мизер просто. А было даже меньше. Ладно, что в месяц выходит в итоге? Около 10 000 руб. Сколько они там обещали по моему городу? 50 000? Куда мои 40к делись??? И где моя гарантированная часовая ставка за двухчасовые простои? Да, простоев там иногда может быть просто много.
4. Итог
Всем, кто читает эту статью - не рекомендую идти туда на постоянную работу. В качестве подработки сойдет, если вы студент или имеете основную работу, но не на полноценную работу. Конечно, тут все еще зависит от города, его уровня и прочего. Может вам этих 10 тысяч хватит на месяц? Кто ж знает. За всех говорить я ничего не стану.
Условия, в принципе, нормальные, если вы нормальный человек, который старается придерживаться правил - никаких корректировок вы не получите. И отношение к вам будет соответствующее. Хотя вот я работаю с другими сборщиками - они стали мне как семья.
Всем удачи в поисках себя, всем хорошего дня и прекрасного настроения!
Небольшая реклама:
Знаете игру CSR 2? Она на смартфоны выпущена. Это типа драг-рейсинг, гонки по прямой с ручным переключением передач. Так вот, если нужна помощь в ресурсах, тачках и прочему по минимальным ценам - обращайтесь сюда https://vk.com/csr2_full или https://t.me/csr2full2