Правительством США сегодня была опубликована карта расширения границ американских владений на континентальном шельфе. Они расширились в семи морских районах: в Арктике, Атлантическом океане, Беринговом море, Тихом океане, Марианских островах и двух районах Мексиканского залива. Площадь приращённых территорий составила свыше миллиона квадратных километров – это примерно в два раза больше Калифорнии. И на этом территориальные притязания не окончены, американские власти оставляют за собой право и дальше захватывать шельф богатый нефтегазовыми и прочими природными ресурсами.
Реакция российских СМИ на это сообщение была в юридическом отношении бессвязна, поэтому позволю себе восполнить этот пробел.
По сути американцы ничего не нарушили и действовали в пределах ном международного морского права, которое разрешает каждому государству исследовать имеющийся прибрежный шельф и распространять на него свой суверенитет в тех областях, которые являются продолжением законно приобретенного шельфа.
Чем это объявление грозит России?
Пока что ничем, США действовали корректно и как видно на опубликованной карте, не заступили за имеющуюся линию разграничения с Россией. Более того, в этом можно заметить интересную деталь – это вполне выгодное и даже комплиментарное признание российского суверенитета в отношении всего российского сектора Арктики.
Это хороший знак, дело в том, что на заре российской демократии в 1990-х был запущен миф о неправомерности российских владений в Арктике. Уж очень хотелось кое-кому распилить по кусочкам русскую Арктику. Под лживым предлогом несовершенства правовой базы внешним и внутренним лоббистам удалось навязать идею передела Арктики, втянуть Россию в политико-дипломатические торги вокруг территориальной принадлежности северных морских пространств. Под этим предлогом НАТО удалось добиться в 2011 г. по сути односторонней уступки в пользу Норвегии части российского арктического сектора размером в 175 тысяч квадратных километров в Баренцевом море и в Северном Ледовитом океане.
Чтобы окончательно подорвать присутствие России в северных широтах, а это более 9 миллионов кв. км., как всегда использовалась наивность знатных юристов и мифология о том, что якобы Конвенция ООН по морскому праву 1982 позволяет России претендовать всего лишь на 12 миль территориальных вод в Северном Ледовитом океане. Расчет на правовую неграмотность наших политиков принес свои плоды. Вот-вот и они были готовы разразится законодательными инновациями на тему отказа России от своего сектора (а фактически, полукруга) Арктики. Сладкоголосые всякого рода форумы «независимых» экологов и географов трубили об этом на все лады. Но в ответственных юридических кругах не уставали твердить нашим сиятельным политиканам, что на сегодняшний день не существует никаких международно-правовых оснований для пересмотра секторального деления Арктики. Эта истина доходила с трудом, уж очень лакомым виделся кое-кому бизнес по продаже нашего ледовитого заполярья. Никакие правовые аргументы не воспринимались.
Прозрение наступило когда начальству на глаза попалась простая советская книга «Научно-популярная библиотека школьника за 1986 год», где на странице 16 сказано, что
«К советской Арктике относят сектор Северного Ледовитого океана с окраинными морями (Баренцевым, Карским, Лаптевых, Восточно-Сибирским, Чукотским), многочисленные острова и архипелаги, прибрежную полосу континентальной части Евразийского материка».
Возможно именно эти строки для школьников развеяли чары, во всяком случае, в 2020 г. Указом № 645 российский сектор Арктики был юридически отдан под охрану и оборону Вооруженными Силами России. Право восторжествовало. В соответствии с действующими договорами и конвенциями, никто не вправе оспаривать и подвергать сомнению территориальную целостность и суверенитет России в отношении арктического сектора. Общепризнанный принцип международного права о секторальном разделении Арктики между приполярными государствами означает неприкосновенность исключительных прав приполярных государств, в том числе России и США, на осуществление суверенитета и юрисдикции каждой страны в своем секторе на основе их национального внутригосударственного законодательства.
Секторальное деление Арктики, которое до сих пор пытаются замылить, возникло исторически в Российской империи ещё до СССР. В ноте российского МИД от 4 сентября 1916 г. земли и острова, открытые в заполярье, объявлялись включенными в территорию России. Была подтверждена российская принадлежность всех заливов, бухт, рейдов русского побережья Северного Ледовитого океана, а также ранее открытых островов, которые «вместе с островами Новосибирскими, Врангеля и иными, расположенными близ азиатского побережья Империи… составляют продолжение к северу континентального пространства Сибири».
Постановлением Президиума ЦИК СССР 1928 г. "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане" было провозглашено суверенное право СССР на все земли и острова, открытые и еще не открытые, в пределах полярного сектора географических границ.
Теперь уступка прав в этом секторе имеется только в отношении архипелага Шпицберген, с чем СССР согласился в 1935 г.; и в отношении вод Баренцева моря – на основании акта Медведев-Столтенберг 2011 г.
Что касается Конвенции по морскому праву 1982, то если потрудиться и прочитать ее многостраничный текст полностью, то можно обнаружить в ее статьях 74 и 311 ясное указание на то, что она не затрагивает никаких предыдущих договоренностей, включая вопросы разграничения и делимитации исключительной экономической зоны между государствами с противолежащими или смежными побережьями. Кстати, США, ставшие приполярными благодаря русской Аляске, эту конвенцию не признают и не собираются ее подписывать.
Следует также помнить заявление, о котором всегда забывали многие наши специалисты по дележу Арктики, но которую СССР официально сделал при подписании, а затем уже независимая Россия повторила при ратификации Конвенции ООН по морскому праву о том, что наша страна не принимает никаких обязательных процедур, влекущих за собой обязательные решения при рассмотрении споров, связанных с делимитацией морских границ, а также военной деятельности.
Таким образом, никаких юридических сомнений в отношении суверенных прав России в Арктике нет и быть не может. Сектор Арктики – это такая же неприкосновенная часть территории России как Санкт-Петербург или Москва. Арктика – это общенародное достояние нашего многонационального народа. Долг ответственных граждан, ученых, юристов и политиков – защитить российскую Арктику от лукавых гешефтов и транснациональных махинаторов. Никто не вправе торговать этим достоянием. От полярного круга до полюса – это наш сектор Арктики – это Россия.
Именно такое понимание и подтвердили наши, пардон, заклятые американские партнёры, проведя линию границ своих новых владений точно по линии разграничения арктических секторов США и России.